Интересно: электропилу изобрели в ГУЛАГе, а финны доработали идею? (расследование)

ИмхоДом Форумы свободная тема Интересно: электропилу изобрели в ГУЛАГе, а финны доработали идею? (расследование)

  • В этой теме 2 участника и 2 ответа.
Просмотр 3 сообщений - с 1 по 3 (из 3 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #6829
    День за днемДень за днем
    Участник
    • Томск

    Собственно говоря, эта пила много кому известна, потому как изображена на очень популярном плакате конца 1940-х. Комментарии к этому плакату обычно сводятся к рассуждениям о том что же это за слово такое было, что героев плаката отправили в ГУЛАГ, и каким же безграмотным идиотом надо быть что бы изобразить электропилу на лесоповале среди сугробов. Однако, реальная жизнь была гораздо интересней…

    … в 1943 году наступил перелом в войне, линия фронта уверенно пошла в западном направлении и возникла как необходимость, так и возможность восстановления страны. Без преувеличения можно сказать что лес был важнейшим ресурсом в деле восстановления страны. Для разрушенной страны лес был как строительным материалом для восстановления жилых и производственных помещений, так и стратегически важным топливом. Жидкое углеводородное топливо в первую очередь уходило туда где без него не обойтись — воюющей армии. В этой ситуации, использование бензопил для лесозаготовок было допустимо для военных инженеров и строителей, ноиспользование драгоценного БЕНЗИНА гражданскими лесорубами заготавливающими ДРОВА иначе как безумием не назвали бы.

    Кроме того, ещё в 1930-х упор был сделан именно в сторону электропил и отечественные разработчики имели большой опыт в разработке как электропил, так и электростанций к ним.

    Трактор ЧТЗ-60 с газогенераторной электростанцией (конец 1930-х)

    Поэтому, когда правительство сказало НАДО, советские разработчики сказали БУДЕТ. Вообще, разработчики из АЛТИ (Архангельский ЛесоТехнический Институт) сказал УЖЕ ЕСТЬ, но несмотря на опыт (в 1930-х АЛТИ был главными в СССР по цепным электропилам) у них не срослось.

    Когда была создана электропила ВАКОПП-1

    Официальная история МГУЛ/МЛТИ (Московский Государственный Университет Леса/Московский ЛесоТехнический Институт) гласит что электропила ВАКОПП-1 была создана в 1943-1944 году.

    Так, в 1943-1944 гг. коллективом ученых МЛТИ и отраслевого института ЦНИИМЭ в составе Г.А. Вильке, П.П. Пациоры, Н.В. Александрова, А.К. Плюснина, А.И. Осипова, В.В. Куосмана была разработана новая электромоторная пила «ВАКОПП», получившая название по фамилиям ее авторов.

    Но в связи с тем что МЛТИ возобновил работу лишь в 1943, то такое утверждение выглядит сомнительным.

    Студенты МЛТИ изучают электропилу ВАКОПП (журнал Смена, 1949 №6)

    Первоначально эти электропилы выпускал ЛиАЗ (Ликинский Автобусный Завод) который тогда относился к лесной промышленности и назывался ЛиМЗ (Ликинский Машиностроительный Завод) и в литературе того времени сообщается о тестовом выпуске электропил ВАКОПП в первом полугодии 1945 года и о планах по серийному выпуску на второе полугодие.

    В своей рабочей версии я принимаю именно 1944 — годом создания цепной электропилы ВАКОПП. Не 1945, когда она уже испытывалась, но и не 1943. Кроме всего прочего, это согласуется с литературой конца 1940-х — начала 1950-х.

    К сожалению, если копать этот вопрос менее дотошно, то можно найти несколько неправильных вариантов.

    Фотоснимок электропил ВАКОПП с сомнительной датировкой 1943

    Если вы начнёте собирать и сравнивать фотографии и характеристики разных электропил ВАКОПП-1, то обнаружите что они не сходятся. Разный вес, разная мощность, разные двигатели, разные шины. А дело в том, что ВАКОПП-1 это типовая конструкция которую можно было модифицировать в зависимости от завода производителя.

    Моторный блок электропилы ВАКОПП из китайской книжки

    Изначально стоял вопрос о необходимости производства десятков тысяч электропил, и НарКомЛес не имел таких мощностей. Поэтому заказы были раскиданы по заводам других отраслей.

    В литературе 1950-х есть перечисление заводов делавших ВАКОПП-1:

    • Ликинский
    • Ижевский (чёрт его знает какой из многих)
    • Тамбовский
    • Таллинский
    • Финский авиазавод (об этом чуть позже)

    Не то что бы отечественные заводы выпускали что вздумается из того что по сусекам наскреблось, но двигатель мог иметь различные габариты и вес. И вроде бы предполагалось два типовых варианта 1.3 кВт и 1.6 кВт, но таллинский завод делал 1.2 кВт (если это не опечатка в книге?).

    Так же, различие было в оребрении двигателя и устройства смазки цепи на ручке помошника. А ещё, у Ликинских (и возможно Таллинских) версий шина была не «дуги с перемычками», а «пластина с круглыми отверстиями».

    Логотип новосибирского завода №188 на электропиле ВАКОПП, радиоприёмнике и ружейной гильзе

    Недавно я встретил в интернете фотографию одной из пил, на которой был логотип не подходивший ни к одному из этих заводов. Нашёл — этого завода в моём списке не было!

    Да, новосибирский патронный завод (№188). Нормальная ситуация: своих мощностей у лесной промышленности не хватало, и заказ разместили где были свободные мощности.

    Логотип ижевского завода на электропиле ВАКОПП

    Потом я посмотрел свои фотографии из фондов Тотемского краеведческого музея и и проверил — на крышке редуктор есть клеймо ижевского завода (с характерной ижевской стрелой). Увы, заводов в Ижевске много и их постоянно передавали от ведомства к ведомству, на них размещали разные заказы, поэтому не возьмусь утверждать как именно назывался этот ижевский завод.

    Финский след

    В некоторых источника электропилы ВАКОПП называются «импортными пилами», эти слова казались мне очередной глупостью, пока я не узнал про производство на финском авиазаводе в Тампере.

    Оказывается, часть заказа была размещена на финском авиазаводе в Тампере. Произошло это в рамках выплаты Финляндией репараций которые Советский Союз взимал оборудованием. Полного списка полученного оборудования не нашёл, но предположительно было выпущено и поставлено в СССР 3500 финских версий электропилы ВАКОПП-1 под названиями SSK-II и SSK-III.

    Обложка финской инструкции к электропиле ВАКОПП/SSK-II

    На имеющейся у меня финской SSK-II имеется 2 русскоязычных шильдика из которых можно сделать вывод что либо пила, либо двигатель были выпущены в конце 1945 года. Так как пила производилась специально для СССР, в Финляндии она практически не использовалась, хотя пилы с шильдиками на финском языке существуют.

    Да, так как SSK-II была технически более совершенна (оребрение двигателя и смазка цепи) чем большинство ВАКОПП-1 (об этом можно судить по множеству фотографий), то не исключён вариант что ВАКОПП-1 был адаптированной версией SSK-II (которую, возможно, разработали специально для репараций СССР).

    Цепные электропилы ВАКОПП, SSK-II и SSK-III

    Сам я придерживаюсь немного более сложного варианта:

    1. Советские конструкторы изучили образцы иностранных электропил, вдохновились и создали свою с подобной компоновкой. Конструкция была удачной, надёжной и подходила к условиям разрушенной советской промышленности.
    2. Получив чертежи ВАКОПП-1, финские производители внесли улучшения и стали выпускать SSK-II и SSK-III.
    3. Улучшения оказались удачными и были применены на электропилах ВАКОПП-1 выпускавшихся на советских заводах.

    Эта версия составлена на основании источников конца 1940-х, но требует более тщательной проработки. Поэтому, ни кандидатов на источник вдохновения советских конструкторов, ни узлы улучшенные финскими называть не буду.

    Чё я заладил «ВАКОПП-1″, а не просто «ВАКОПП»

    В литературе упоминаются так же электропилы ВАКОПП-2 и ВАКОПП-3. Ни статистики производства, ни заводов-изготовителей я не нашёл, но по косвенным данным можно предположить о том что эти пилы существовали как минимум в виде заводских образцов.

    Одноручная электропила SSK-II из финского музея

    Кроме того, существуют фотографии ВАКОППов без второй ручки — просто с консольной шиной. Но и эта фотография из финского музея, и подобные фотографии отечественных пил наводят на мысль что это самоделки частников, а не серийные или экспериментальные образцы.

    Где использовались

    Раскряжёвка деревьев электропилой ВАКОПП

    Массовость производства и работа от обычного трёхфазного тока с частотой 50Гц позволила широко использовать пилы ВАКОПП-1 в разных отраслях. Кроме лесозаготовок они упоминаются в литературе по строительству, добыче известняка, железнодорожному инструменту (под названием ЭП-1) и в качестве оснащения экспериментального АГДЗС (Автомобиля ГазоДымоЗащитной Службы) ПМЗ-14.

    #87915
    День за днемДень за днем
    Участник
    • Томск

    Пилу опознаете?

    #87916
    antonanton
    Участник
    • Томск

    это на 400 герц пила. вообще до 60-х электрическими пилили. кино гляньте с Высоцким, хозяин тайги, там и генератор есть

Просмотр 3 сообщений - с 1 по 3 (из 3 всего)
  • Отвечать могут только зарегистрированные пользователи. Регистрацию можно получить в разделе "Клубная регистрация" или напишите ответ на вопрос "ЗАЧЕМ вам сюда?" на info(собака)imhodom.ru