Для  уточнения взгляда на

#125001
hibmhibm
Участник
  • Томск

Для  уточнения взгляда на поднятую тему "открытых мастерских" выкладываю небольшое  свое размышление по этому вопросу. Можно считать  его первыми набросками «введения» в концепцию проекта.

Надо отметить, что я делал несколько попыток изложить на бумаге свои мысли и понимание данной задачи.  Но каждый раз выходило, что я пытаюсь пропагандировать подход, когда, вместо создания в своем доме уютной мастерской, где наш брат «в охотку» или «по нужде» будет делать своими руками необходимую ему в хозяйстве вещь или деталь, предлагается для этих целей коллективно посещать большой «сарай», заставленный всевозможными станками. Я никак не мог сформулировать ключевую мысль,  которая бы правильно отразила мою точку зрения на этот вопрос.

Но неожиданно я вспомнил слова, высказанные psm (правда, немного по-другому поводу),  в посте #67 ветки «3d деталь на принтере – Ищу, где заказать или Кто сделает?»  —

« ….  Само сознание меняется от "где купить и как примастырить" до "что нарисовать"»

В этих словах, как мне показалось, отражена основная идея, которая лежит в концепции  открытых мастерских — это развернуть человека из «общества потребления»  (в котором мы все оказались по воле судьбы и по собственной воле) от роли «потребителя» к роли «создателя».

 И не важно, пришел человек в мастерскую и своими руками сделал  «табуретку» (даже если она получилась «хуже» и, в конечном счете, дороже, чем он бы мог купить в магазине). Или же он пришел  в мастерскую с какой-то своей идеей или с прообразом желаемого, но в результате попыток воплотить задуманное своими руками и осмысления задачи пришел к решению отдать непосредственное исполнение профессионалу, работающему тут же «рядом» в мастерской, или разместил заказ в специализированной фирме. Он все равно в этом случае движется к своей цели, выступая в роли «создателя». Ну и конечно он получает непосредственный результат, который является «своим», «родным», «сделанным  для него», который будет долго «радовать глаз» и доставлять удовольствие. А не массовый обезличенный  продукт, сделанный на конвеере, который, не успев «попользовать», хочется сразу же заменить другим, увиденным на следующем прилавке в магазине.

Особенно это важно для детей. Причем, совсем не обязательно, чтобы они после посещения столярки и всяких там технических и художественных кружков/мастер-классов потом  выбрали себе эти виды деятельности в качестве профессии. А если они еще вместе с ремесленными навыками,  навыками работы своими руками с материалом, параллельно получат некоторые  знания и опыт в области компьютерного проектирования, моделирования и дизайна, то это точно не будет лишним в их последующем профессиональном становлении.

Аналогичная  траектория и «точка зрения»  при освоении творческого ремесленного труда, уверен, даст положительный результат и при решении предпринимательских задач.

Т.е. «открытая мастерская» является местом (дополнительной возможностью, «тренажером»), где человек получает навыки и бесценный опыт творческого (не побоюсь этого слова ) созидательного труда и творческого отношения к любому делу.

Ну а сопутствующими «бонусами» получаем всяческие экономии —  на приобретении требуемых инструментов и материалов,  времени, информации и знаний, затраты на получении которых при альтернативных подходах могут быть существенно выше.

 

Для дополнительной иллюстрации  такой точки зрения на тему «открытых мастерских»  (у буржуев закрепился термин «мейкерство») хочу привести некоторые выдержки из статьи «Дейл Доэрти: Бизнес корпораций — это борьба умирающих гигантов». Я думаю, в данном контексте, это будет уместно.  То, что в статье обсуждается «мейкерство» с современной технологической стороны, сути не меняет. Принципиален взгляд на отношение к человеческому труду (Перевод статьи взял с сайта OOLEY).

Основатель международного движения любителей мастерить Дейл Доэрти убежден, что корпорации больше не способны к инновациям. Ими должны и могут заниматься мейкеры — самоучки, которые в своих гаражах двигают прогресс вперед.

ежегодный вклад мейкеров в ВВП США составляет $29 млрд.

Ярмарки Maker Faires, крупнейшие из которых движение проводит в Нью-Йорке, Париже, Риме, Токио, Канзас-Сити, Детройте и Атланте, ежегодно посещают несколько миллионов человек.

Год от года Maker Faires расширяют свою географию — в 2017-м крупные ярмарки проходят в 30 городах мира, впервые включая Москву. Начиная с 2011 года General Electric строит для мейкеров GE Garages — технохабы, где мастера могут создавать прототипы своих продуктов при помощи современного оборудования, в частности лазерных резаков и 3D-принтеров. В России подобный технохаб работает при технологическом университете МИСиС.

— Почему вы придаете такое значение мейкерству?

— Мейкерство — это откат от культуры потребления. Когда-то культура потребления вытеснила из нашей жизни очень естественные вещи. Купить стул или шкаф стало легче, чем сделать самому, пообедать в фастфуде — легче, чем самому приготовить еду. Люди разучились делать вещи своими руками, забыли о том, какое удовлетворение это приносит. Но ведь это стремление заложено в человеческой природе! Если мы возьмем историю США и Европы, мы увидим, что не так уж многое в ней делалось из необходимости — большинство изобретений, великих открытий и преобразований совершалось для творческого самовыражения. И сейчас мы возвращаем то, что было мейнстримом до индустриальной эпохи. Ты можешь делать вещи сам — ты обретаешь способности, которые культура потребления у тебя отняла.

 

— А мейкеры могут победить крупные компании в конкурентной борьбе, предложив более дешевый и выгодный продукт?

— А компании работают иначе: сперва изучают рынок, чтобы понять, чего на нем нет, потом делают продукт и стараются навязать его потребителю. Этот продукт предназначен для максимально широкой аудитории, а значит, он усредненный и безликий.

 

— Давайте скажем прямо: мейкерство — это просто хобби.

— Я всегда спорил с такой формулировкой. Мейкеры решают проблемы, которые корпорации и правительство не могут решить — во многом потому, что в отличие от правительства и корпораций они действительно любят то, чем занимаются. Есть множество примеров технологий, созданных мейкерами. Например, первые 3D-принтеры в середине 1980-х разрабатывались именно командами инженеров-мейкеров, а промышленные компании не видели в них никакого коммерческого потенциала. В итоге один из разработчиков продал свой принтер крупной компании за полмиллиона долларов. Это уже далеко не хобби, это стартап. Есть примеры коммерческих успехов мейкеров, которые делают образовательные продукты или, например, игрушки. Но большинство мейкеров не стремятся сделать огромную корпорацию и заработать кучу денег. У некоторых из них это получается, и это хорошо. Но идеальный сценарий для любого мейкера — зарабатывать на жизнь тем, что он любит делать. Я всем говорю: нам нужны не новые Facebook и Uber c миллиардной капитализацией, а множество мелких компаний, которые создают рабочие места и приносят людям удовлетворение от жизни.

— Слушая вас, можно подумать, что большие компании — это какой-то тупиковый путь развития.

— Две недели назад я был на Maker Faire в Токио. Там повсюду были роботы — для развлечений, для работы, для всего, что угодно. Каждый посетитель сразу понимал, что в плане робототехники Япония — самая продвинутая страна. Но это все были проекты мейкеров-одиночек, а не корпораций.

В Японии инновации традиционно исходили от больших компаний вроде Mitsubishi, Panasonic, Sony, и в стране до сих пор много талантливых инженеров, которые в основном заняты в таких компаниях. Но парадокс в том, что в действительности корпорации перестали быть инновационными еще с 1980-х годов. Они не делают великих открытий, не создают по-настоящему революционных устройств, не меняют мир. Этим занимаются их сотрудники в свободное от работы время. И так не только в Японии, хотя там это заметнее всего. Во всем мире инновационные важные изобретения создаются маленькими группами технических энтузиастов. Корпорации могут только вовремя их заметить и купить.

 

— Критики мейкерства говорят: «Зачем вообще что-то делать руками? Скоро все вещи будут делать роботы».

— Мне и в самом деле приходилось сталкиваться с этой глупой идеей. Да, в будущем робототехника станет играть огромную роль в промышленном производстве. Но ведь останутся те, кто проектирует роботов, как и те, кто ставит им задачи. В конце концов многие рабочие сейчас занимаются абсолютно скучной рутинной работой вроде конвейерной сборки. Если роботы возьмут ее на себя, им только спасибо надо сказать.

Мы учим людей не тому, чтобы делать все вещи руками. Мы учим их гораздо большему — пользоваться инструментами, перенимать технологии внутри сообщества умелых людей, привлекать экспертизу по всему миру. Этого не делают ни традиционные вузы, ни корпорации. В этом смысле наше движение — нейтральная территория.

 

5 продуктов, сделанных мейкерами

  • В 2008 году пять энтузиастов из итальянского города Ивреа создали Arduino — открытую платформу для разработки дешевой электроники. Платы Arduino спроектированы так, чтобы пользователи могли собирать компьютеры, смартфоны и роботов, словно из деталей конструктора. К 2013 году в мире было продано 700 тыс. наборов Arduino.
  • В 2009 году два мейкера из калифорнийского TechShop создали компанию Square, выпустившую на рынок платежный терминал для смартфонов Square Reader. К 2014 году оценочная стоимость компании достигла $6 млрд.
  • В 2010 году студенты MIT разработали Makey Makey — набор схем и кабелей, позволяющий превратить в клавиатуру любой повседневный предмет — посуду, мебель и даже листки бумаги. Они собрали на запуск производства $0,5 млн на Kickstarter.
  • В апреле 2011 года, всего через месяц после катастрофы на АЭС «Фукусима-1», мейкеры из хаба Tokyo Hackerspace разработали бесплатный датчик Гейгера, который каждый желающий мог распечатать на 3D-принтере. В течение месяца в Токио было распечатано около 10 тыс. таких датчиков.
  • В 2013 году на базе Arduino два итальянских мейкера разработали еще один «конструктор» — Knitic, позволяющий производителям текстиля собирать полностью автоматические ткацкие станки.

 

Оригинал статьи: http://www.rbc.ru/own_business/13/09/2017/59b80a299a79479d484faed4