Так есть ли русский стиль и в

#52802
КовалеваКовалева
Участник
  • Курлек

Так есть ли русский стиль и в чем его особенности? Размышляют евродизайнеры:

1. Стремление к изобилию

Это самое мягкое из определений. Скорее же, вы услышите про перегруженность, вычурность, помпезность, чрезмерное обилие деталей в русских интерьерах. «У русских заказчиков потребность сделать себе везде Эрмитаж, даже на 25 кв.м, до сих пор никак не изживается», — кратко формулирует часть проблемы Виктория Киорсак.

«Даже на интерьерах, сделанных иностранцами для русских, лежит печать made in Russia. Я часто сталкиваюсь с тем, что у заказчика не поднимается рука купить нейтральную однотонную плитку за те же деньги, что ему обойдется плитка с декором. И тогда приходится убеждать. Я считаю, что корни этого феномена как раз в бедности и отсутствии возможностей, с которыми сталкивалось большинство людей в советский период», — предполагает дизайнер Елизавета Голубцова.

Впрочем, не все видят в стремлении к изобилию (в том числе в деталях) недостаток. Кто-то, напротив, считает это показателем более тщательной и кропотливой работы как со стороны автора, так и со стороны заказчика: «Когда просматриваешь зарубежные журналы, то понимаешь, что работы российских архитекторов смелее и интереснее работ своих зарубежных коллег. Так что нам есть, чем гордиться», — убеждена Светлана Герасимова.

«На мой взгляд, у западных дизайнеров куда чаще встречается вариант “просто и со вкусом”. Но в России очень много грамотных дизайнеров и архитекторов, которым удается убедить заказчика и сделать очень даже хороший интерьер. И сейчас количество таких проектов, которыми можно гордиться, многократно увеличивается», — присоединяется к оптимистам Юлия Анненкова.

«Мы, по-моему, очень любим “вылизывать” интерьеры. Для многих это хорошее свойство, для многих губительное. Если сравнивать с одеждой, то многие наши люди пытаются надеть сапоги и сумочку из одной кожи. Еще и заколку, и ногти в цвет подобрать. Европейские же интерьеры более расслабленные, и от этого более живые», — считают Ольга Хованская и Мария Степанова.

2. Арифметика и геометрия

Два важных фактора, про которые нельзя забывать: особенности отечественного жилого фонда и городской среды, в которой он существует.

«У нас отчетливо видна жажда заполнить каждый пустующий метр пространства квартиры. Отсюда и появляются громоздкие антресоли и полки, в том числе на балконах. Иностранцы куда реже сталкиваются с проблемой хрущевок или домов на участке в шесть соток. Но потихоньку такая позиция начинает уходить на задний план. Россияне стремятся сделать свой дом уютным», — убеждена Мария Ерофеева.

«В России главная миссия дизайнера (как ее видит заказчик) в том, чтобы помог впихнуть невпихиваемое в интерьер, — продолжает тему Елизавета Рабизо. — Конечно, есть и проекты, где 200 м на двоих, но это в процентном соотношении очень малая часть от общего. В связи с небольшими площадями в России очень активно развивается бизнес встраиваемой мебели и мебели на заказ».

Не стоит забывать и такую вещь, как проблемы с грамотно спланированной и приятной глазу средой, которая встречается во многих городах. Казалось бы, какое отношение она может иметь к выбору обоев или дивана? Возможно, самое прямое. 

«За почти 20 лет практики я заметила одну характерную особенность русского дизайна, — отмечает Светлана Тихонова. — Для нас интерьер — это всегда история. Причем, история о каком-то другом месте, времени, жизни. Я ни разу не встречала клиента, который бы пришел с желанием сделать современную московскую квартиру. Практически всегда люди воплощают свои мечты и стремятся отгородиться от этого города. Отсюда несколько чрезмерный и театральный подход к интерьерам в нашей стране».

3. Решения

«До недавнего времени русские интерьеры пытались обогнать и перегнать друг друга по части насыщенности интерьера всеми возможными способами: даже минимализм кричал о том, что он дорогой и качественный, с привлечением дорогого специалиста и лучших образцов предметного дизайна. Нарочитость — отличительная черта русского дизайна последнего времени. Сейчас, думаю, это явление поутихнет, интерьеры станут более реалистичными, жизненными, и мы сможем наконец разглядеть в интерьере его обитателей», — предполагает Ольга Окунева.

«На мой взгляд, западные интерьеры в основном проще по наполнению стен, но интереснее в мебели и деталях. У нас же иногда пытаются сделать так, чтобы по каждому углу квартиры или дома было видно, что работал дизайнер», — отмечает Ольга Шалыгина.

«От российских заказчиков часто можно услышать такие фразы: “Это слишком просто”, “Нужно же чем-то занять стену”, “Здесь нет дизайна”, делится опытом Елизавета Рабизо. — “Всего и побольше” —  главный лозунг. Многоуровневые потолки, использование в одном помещении сразу нескольких материалов на стенах, на полу — это must have большинства проектов. Скорее всего, это связано с тем, что российские жители нечасто переезжают и делают ремонт для себя и надолго».

«На мой взгляд, в основной своей массе русские интерьеры более сдержаны по деталям декора и по цвету. В Сибири, где я работаю, людям не хватает солнечного света. И чаще всего заказчики просят светлые интерьеры и очень пугаются насыщенных холодных цветов», — делится другим опытом Галина Сваровская.

«В России многие боятся сделать интерьер для себя. Всем нужно, чтобы как-то да было видно количество потраченных денег и не было скучно, — снова возвращается к озвученной выше проблеме Шамсудин Керимов. — На самом деле, многие не знают, как может быть по-другому. В России немного архитекторов, которые стремятся к западным стандартам, стараются донести их до заказчика, привить ему вкус. Но в целом, процент тех, кто хочет жить в ощущении воздуха, без кучи текстиля, декора и лепнины, становится больше».

4.Особенности

Одна из озвученных проблем: до обидного небольшое стилевое разнообразие интерьеров, сделанных в рамках проектов со значительным бюджетом, которые по идее должны задавать тон. Например, практикующие профессионалы отмечают, что российские заказчики в общей массе менее склонны к авангардным вещам или ярким необычным элементам декора. Хотя все чаще встречаются и исключения из этого правила.

«В России плохо приживается идея вложения средств в предметы искусства. Владельцы не экономят на отделочных материалах, но не желают тратить деньги на картины, — сетует Наталья Янсон. — Можно встретить помещения, от пола до потолка сделанные из мрамора, где оникс занимает центральное место, пол отделан паркетом из ценных пород дерева, а мебель стоит целое состояние. Но при этом на 300–500 кв.м будет всего три постера или в лучшем случае картины маслом, купленных по сходной цене. В западных интерьерах часто противоположная ситуация: на 70–100 кв.м насчитаем 20–30 эксклюзивных фотографий разного формата, картин современных художников, либо произведения искусства прошлых веков, приобретенных в известных, зарекомендовавших себя галереях. И все это — на фоне незатейливо окрашенных стен».

«Наши интерьеры скучнее, — считает Оксана Пигина. — Они появляются на месте панельных домов, лишенных изящества и исторической ценности. Одно дело, когда ты вырос на улицах старой Европы, впитывая совершенные линии разных эпох, а потом отталкиваясь от всего этого, шел вперед. Другое, когда ты вырос во дворе между двумя панельными домами и самое красивое,что видел — это театр и церквушки со сводчатыми потолками. Мне кажется, от Совка, вытесненного в подсознание, еще долго не уйти». 

Впрочем, как справедливо подчеркивают другие, далеко не все европейцы выросли в центре Флоренции или Парижа, а не все американцы — из Нью-Йорка или Сан-Франциско. Даже спорная для многих эстетика, может быть источником вдохновения. Достаточно посмотреть на современную моду, к удивлению многих в нашей стране обратившуюся к постсоветским 90-м годам в интерпретации Демны Гвасалии или Гоши Рубчинского.

5. Ретрофобия

Еще одна особенность, которую глупо отрицать, — до сих пор существующее предвзятое отношение к той категории материального наследия, которую можно определить как скромную и нельзя отнести к дорогостоящему антиквариату: простые венские стулья, старые фото, фарфоровые мелочи или бабушкин небрендовый хрусталь. Хотя за границей в этих вещах часто видят особую прелесть.

«В России часто глубоко в шкафы запрятаны все фото, свои и родственников-друзей, дипломы и памятные вещи, которые так и проводят там большую часть жизни. А украшением интерьера служат бездушные китайские товары, — считает Людмила Ларионова. — Кроме того, красиво стареть наши интерьеры, как и некоторые барышни, пока не научились. Либо на помойку, либо порцию ботокса, чтобы выглядело как новенькое. Вот немцы, например, говорят, что если диван просижен, значит используется, значит он востребован. У нас же ободранный котом бок дивана — показатель, что пора ему на помойку».

 

«Наши бабушки и дедушки, родители жили в том, что смогли “достать” или “купить через знакомых”. Им хотелось новых, модных, стильных вещей, — напоминает Ольга Рудакова. — А в западных интерьерах ценится аутентичность, вещи, у которых есть история. Они бережно реставрируются, получают вторую жизнь и занимают почетное место в интерьере. У нас же такие вещи выбрасываются под девизом “Мы можем позволить купить себе новое”. Но в последнее время ситуация стала меняться и появилось множество он-лайн магазинов вроде happystation или 20th Century Lamps, archivestore, где есть множество интересных вещей».

ad.ru