Какой бы дом построил себе архитектор (наши дни, наши места)

ИмхоДом Форумы планирование Какой бы дом построил себе архитектор (наши дни, наши места)

  • В этой теме 7 ответов, 6 участников, последнее обновление 10 лет сделано АватарKOMAH4.
Просмотр 8 сообщений - с 1 по 8 (из 8 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #6748
    День за днемДень за днем
    Участник
    • Томск

    В Мастерской Экспериментального Учебного Проектирования (МЭУП) Евгения Асса обсудили, каким должно быть жилье архитектора. Дома Артема Китаева, Леонида Слонимского и Артема Стаборовского редакция журнала «ЭКА.ru» отобрала как наиболее экологичные.
    Ольга Орлова  //  8 ноября 2009  

    Год назад в МЭУП обсуждались градостроительные дебюты. Тогда Юрий Григорян призвал молодых архитекторов не стесняться «безумных» идей, «подвоспламенить» точно выверенные кварталы так, чтобы дух захватывало. Руководитель мэуповцев Евгений Асс, известный адепт интеллектуальной дисциплины и простоты решений, коллегу явно не поддержал, отметил, что его ученики ориентированы на решение конкретных проблем и адекватность запросам рынка. Теперь выдался случай другой. В преамбуле к заданию для молодых архитекторов находим слова из известной книги «Архитектура моей жизни» Константина Мельникова: «Если я действительно архитектор, то меня должны видеть тем, кто я есть, — я должен построить себе свой дом. Лично строить и только по-своему строить, да еще с огромным риском для благополучия своей личной семьи — этим верным стимулом настолько обостряется эмоциональный процесс, что легко приходишь к изумительным и неожиданным открытиям там, где обыкновенная наша привычка живет, как крот» (1967).  

    «Лично» и «только по-своему» в актуальном отечественном архпроцессе — почти табу. Критик Григорий Ревзин когда-то отмечал, что мейнстримный в московской архитектуре 1990-2000-х модернизм возник лишь как оппозиция лужковскому «башенкостроению». Так сам вопрос о возможности обретения собственной идентичности и был снят с повестки дня. Критик Николай Малинин недавно, оставив в покое городские «призмы из бетона и стекла» поискал идентичность в деревянном, преимущественно загородном, домостроении. Редакция журнала «ЭКА.ru», проанализировав экспозицию, нашла ее в эстетике дачного самостроя и советских руин, что, в частности, не исключает использование утиль-древесины. Поразительно, что это предположение оправдалось в работах молодых архитекторов.

     
     
    Артем Китаев спроектировал для своей семьи Домгенеалогическое древо: новые поколения могут надстраивать себе этажи над стариками.Так сам ход жизни, ее временные напластования получают архитектурное отображение. Галерея-переход со второго этажа ведет в избушку отдельно стоящей на сваях мастерской: здесь, наверно, также возможна отстройка профессиональной родословной: выше —мастерская сына, внукаПрофессия архитектора, как правило, наследуется.
     
     
     
    Ощущение дачного самостроя входило в задачи архитектора. Первый уровень дома можно возвести из бросовой крепкой древесины, он все равно будет просмолен: здесь эмоциональные переживания тяжести, укорененности первостепенны. Зато второй этаж — из более легкой и светлой осиновой доски. На третьем — пергола из лиственницы. Чем выше, тем конструкции легче. Как правило, укрытое, темное пространство чердака неожиданно оказывается здесь посреди потенциальной многоэтажки на втором этаже в пазухах имитированной скатной крыши первого.
     
     
    Леонид Слонимский сделал собственный дом по мотивам дачи своего детства, где каждой функции соответствовало своё обособленное пространство: здесь есть домик для родителей, для архитектора с женой, для их детей. По сути тот же принцип генеалогии, только распластанный по участку. В закутках между служебными комнатами-домами делянка со щавелем (у кухни), кусты «золотых шаров» (у мастерской). Отдельно к этой слаженной лего-конструкции приаттачен гостевой объем, специально сбитый по оси: если все родственные пространства уместились в одной траектории жизни, этот идет немного вкось.
    «Не было задачи построить красивый объект», — отмечает автор. Вместо того чтобы вычерчивать фасады, он собирал интересное пространство. Вспоминая, что же служило гостиной в опыте старой дачи с ее небольшими клетушками разнесенных пространств, пришел к выводу, что объединял всех транзит широкой дорожки: там ставили стол. Вот и собственный дом Слонимский решил сделать не «сгустком комнат» (стереотип коттеджа), а разросшимися по участку замкнутыми, уединенными обителями, между которыми пустота — стеклянный пенал-гостиная с раздвижными панелями.
    Печка-буржуйка с чайником поверх, музыкальный центр, кинопроектор, который в летнее время транслирует семейные кинохроники и любимые фильмы на монолитную часть забора. Когда тепло, эта проходная внутри дома территория распахивается на все стороны света: можно устраивать пати, жарить на свежем воздухе барбекю, танцевать.   Переход из этой открытой комнаты-структуры в маленькие боксы должен в авторской сценографии переживаться как новое пространственное ощущение: в личных покоях по одному маленькому окну-картине.
    Слонимский принципиально выбрал бетон для сооружения родового гнезда. При всей композиционной раздробленности ему нужна была цельно-отлитая форма, посаженная прямо на землю посреди травы без отмостки и дорожек. Ассоциация индустриальных руин вовсе не пугала, ее автор добивался. Со временем не требующий ухода бетон спонтанно разрисуется подтеками, с северной стороны потемнеет и покроется мхом.
    Артем Стаборовский более целесообразной счел интравертность. Так как участок под проектирование находится в 10 км от МКАДа, дело приходится иметь с полугородским укладом. И от этой пространственной невнятности хочется отгородиться. Автор так и сделал — это Дом-забор.
    Рамка дома с варьирующейся шириной корпуса от 0,9 до 3 м прошла по границам участка, сохранив и обособив квадрат зелени внутри. Здесь специально высаженные деревья и длинный диагонально протянутый стол.
    Все комнаты дома транзитны, бассейн — тупик. Сценарно дом, как пространственный хронометраж,подчинен распорядку жизни хозяина, обусловлен его привычками и минимальными потребностями. Пространства переживаются по-разному в силу разной ширины, за счет перепадов уровней пола, чередующейся освещенности замкнутых и открытых, правда, в основном, во двор, помещений. Архитектура здесь играет узостями и длиннотами, сближениями и разъединениями, имеет символические и драматургические анклавы в пространстве.
     
     
    Все стены облицованы фанерой: в интерьере —крашенной и пролакированной, снаружи пропитанной водоэмульсионкой. На крыше по всему периметру дома высажены маки.
     
     
     
    Собственный дом архитектора — это всегда пространственный автопортрет, ответ на вопрос «кто ты есть?» Из таких искренних ответов отдельных архитекторов и конструируется профессиональное самосознание цеха, помноженное на объективный критерий социального заказа и культурного багажаВсе вместе создает идентичность архитектуры данных места и времени.
     
    Удивительно, как в своих личных домах молодые архитекторы уверенно минимизируют затраты пространства и материалов, как педантично многое, словно исключая тиражность, делают неудобным. Прецедент в истории архитектуры известен: «Ле Корбюзье создал принципиально новую концепцию «машины для жилья», спроектировал десятки фантастических частных домов, поставил грандиозный эксперимент в Марселе, а для самого себя построил крохотную бревенчатую хижину в Кап Мартен», — пишет Евгений Асс. Площадь хижины была 12 кв. мСпать в ней приходилось рядом с биде.
     
    Все зависит от личной проектной смелости архитектора, способного на эксперимент. При этом, конечно, не обязательно идти ва-банк и ставить на кон благополучие собственной семьи, чего опасался Константин Мельников, но чем-то жертвовать, как правило, все же приходится. Может быть, архитекторы начнут,наконец, и в нашей стране проектировать человечные доступные дома для себе подобных не-миллионеров. Россия, как сказал недавно известный арт-деятель Марат Гельман, страна не плана, а прецедента.

    #86711
    АватарАноним
    Гость
    • Томск

    Жизнь в бюджетном дефиците накладывает свой отпечаток даже на мечты архитекторов…

    #86712
    dadadadadadadada
    Участник
    • Просторный

    Ерунда какая то……

    #86713
    Аватарef
    Участник
    • Томск

    У Лукьяненко в одной из книг натыкалась на притчу. Не дословно, только суть. Один человек родился в бедной деревушке, где у всех были хижины с земляными полами. Он слышал, что в городах бывают дворцы и мечтал разбогатеть и построить себе дворец. Наконец, он стал богатым, и смог осуществить свою мечту: построил гигантскую хижину с земляным полом. 

    #86714
    bob007bob007
    Участник
    • Томск

    Странная статья четырехлетней давности. 

    #86715
    не adminне admin
    Модератор
    • теперь см. Висариoн4

    Так а что за 4 года могло измениться? Ментальность уж точно та же самая осталась.

    #86716
    bob007bob007
    Участник
    • Томск

    Да уж… Выпендриться лишь бы.

    #86717
    АватарKOMAH4
    Участник
    • Томск

    Ужасные проекты, этих архитекторов надо дисквалифицировать и мешалкой под зад, пусть в красноярском крае бараки для зеков строят, дизайн как раз подходит, серые бетонные стены и заборы, частокол хз чего и бриллиант коллекции лагерные вышки, или это зерносушилки в колхозах из далекого советского детства.

Просмотр 8 сообщений - с 1 по 8 (из 8 всего)
  • Отвечать могут только зарегистрированные пользователи. Регистрацию можно получить в разделе "Клубная регистрация" или напишите ответ на вопрос "ЗАЧЕМ вам сюда?" на info(собака)imhodom.ru