Сварка медных проводов. (фотоопыт)

Chevalier
Аватар пользователя Chevalier
Радужный
Не в сети
42 min 24 sec

Выкладываю фотоотчет о собственном опыте сварки медных проводов.

В свете грядущей отделки построенного дома, встал вопрос о об электропроводке. Трассы проводов по проекту уже проложены в стенах в процессе их возведения, хвосты выведены наружу. Поскольку соединений предстоит сделать много, и они будут замурованы в стену, то они должны быть надежные и неразъемные. СИЗы, скрутки, ваго и им подобные не рассматриваются как класс.

Помимо зарекомендовавшей себя пайки, в инете пробегала инфа о сварке медных проводов. Способ обещал быть достаточно перспективным, поскольку соединение должно получаться как раз очень прочным и очень неразъемным. Инфы на эту тему удалось нарыть очень мало, поэтому некоторые вещи пришлось "догонять" по ходу.

Но сначала вкратце про пайку.

Берем провода, делаем легкую скрутку, обмазываем флюсом. (я пользуюсь флюсом для пайки медных труб. он довольно дорогой, но учитывая его мизерный расход и удобство работы с ним, оно того стоит. особенно удобно то, что он сам сигнализирует о достаточном прогреве провода, и что пора заливать соединение припоем)

прогреваем вот таким вот газовым карандашом, держа под рукой припой

и после прогрева проводов, подносим к ним флюс, который сам всасывается внутрь соединения.

voila

Теперь про сварку.

Сваривать провода можно самым обычным сварочником. Но вот электрод нужен не совсем обычный. Для сварки меди применяется неплавящийся угольный электрод. Вот сварочник и электрод рядом. (В Томске его найти оказалось непросто, большинство продавцов просто не знали о существовании такого)

Итак поехали. Делаем скрутку, зажимаем ее в пассатижи, на них цепляем массу(в будущем можно взять старые пассатижи и прикрутить к их ручке провод болтом, а то такую гирлянду держать в руке не очень удобно)

И непосредственно приступаем к сварке. Опытным путем выяснил, что варить нужно строго дозированное время (0,5-2 сек) и держа скруткой вниз, поскольку медь обладает в расплавленном состоянии огромной текучестью, и, расплавляясь, тут же капает вниз. Ток сварки варьируется от толщины провода в пределах 15-40 Ампер.

Сначала получались разного рода уродцы охренеть. Но потом, соединений через 20-30 стало получаться вполне красиво о как

Что было

Что стало

Тут бы конечно и сказочке конец, всем спасибо все свободны... ан нет.

Дай думаю раскручу одну из сваренных скруток, подергаю ее на разрыв. Раскрутил, дернул, а она взяла и порвалась охренеть

Причем на изломе металл виден явно пористый

Это что же, думаю, вся капля такая? взял другое соединение, сточил половину капли, она оказалась без пор, дернул в стороны, оно также порвалось с такими же порами на изломе. Получается, что металл остается пористый на границе между металлом, который расплавился при сварке, и который не успел.

Поэкспериментировал с разными токами сварки, разной степенью прогрева провода. Результат тот же. Правда подметил одну странную особенность. при сварке тонких проводов 1,5 квадрата, их соединение разорвать гораздо тяжелее, чем соединение проводов 4 квадрата, хотя по идее должно быть наоборот...

Выводов делать не буду. Идея хорошая, провода соединять можно очень быстро и удобно, но очень смущает пористость в соединении.

USV
Аватар пользователя USV
живу в Лоскутово, строю в Богашево
Не в сети
1 hour 50 min

А если сваривать не встык срез в срез, а делать перехлест и сваривать вдоль него....?

RDm
Аватар пользователя RDm
Наука
Не в сети
1 week 5 hours

:jawdrop::jawdrop::jawdrop:

если сварочник работает, значит электричество есть.

Купи паяльник на 60-100 Вт и не мучай провода. 

Это кроме как "паять" еще для чего то нужно???

может древне-китайская пытка расхитителей гос. имущества? В чЁм смысл? :ques55t:

ruslan8
Аватар пользователя ruslan8
Томск
Не в сети
1 week 1 day

старая тема падает с ошибкой:

Fatal error: Allowed memory size of 134217728 bytes exhausted (tried to allocate 11077142 bytes) in /usr/home/hosting/wt1000643/htdocs5/modules/smileys/smileys.module on line 283

сайт написан на drupal :)

Заец
Аватар пользователя Заец
Иглаково
Не в сети
3 hours 53 min

они должны быть надежные и неразъемные. СИЗы, скрутки, ваго и им подобные не рассматриваются как класс.

Да ладно уже )))))))))))))) Таки наверное ИМХО?

Кстати, где наш Механикус? Он всяко должон просветить народ. :crazrry:

ИМХО. Изучал (теоретически) вопрос сварки меди и пришел к выводу, что связываться не стоит. Масса нюансов и возможная нестабильность результатов. Вот хорошая тема: fhttp://www.mastercity.ru/showthread.php?t=75529  Люди хорошо собачек покушали.

Местные мысли по пористости:.....Излом, как видим, довольно пористый.....
....скоре всего это из за насыщения кислородом воздуха , без применения раскислителей или инертной атмосферы при сварке практически не лечится. так что большой механической прочности от подобного содединения ждать не приходится.....
.

В списке возможных технологий соединений пропущена самая надежная - обжим. Правда особого распостранения не встречал. Не знаю почему. Но космическая и авиатехника пользуют ее.

Пайка. Проверена десятилетиями практики. Смущает разнородность материалов. Но мне кажется надежней сварки. Соединения паяные, покрытые всего лишь канифолью (пленкой) держатся в идеальной форме не менее 30 лет. Это из практики. Есть один древний девайс, собранный в кажись еще в 82 году. Но все детали, провода и олово - советские.

Ваги. Несмотря на их бздюлечность считаю их самыми надежными. За счет подпружиненного врезания в провод. Тут голая практика рулит. Шесть лет в доме (все на них) и ни одного трабла. Ну кроме соединения с люминием. И то потом выкрутился.

Скрутки. Тоже большая зависимость от качества работ. Да и сама скрутка всегда требует последующего обжатия, пусть и легкого. В слаботочке ваще незаменима и супернадежна (сжатие под кембрик).

Chevalier
Аватар пользователя Chevalier
Радужный
Не в сети
42 min 24 sec

Купи паяльник на 60-100 Вт и не мучай провода.

Блин, а посоны-то и не знают, что паять можно еще и паяльником ...:dru3nk:

Мне именно этим прибором нраицца паять, поскольку провод 1,5-2,5 квадрата и электропаяльник возьмет легко, согласен, а вот если многожильный 16-квадратный? И такие паять приходится.. Скорость прогрева ни в какое сравнение с электрическим не идет. Да и в некоторых случаях поудобней будет. Разводил свет в гараже, надо было под потолком несколько соединений спаять. Этот карандаш выключил - сунул в карман, работаешь дальше. А если в руках раскаленный паяльник, то кому и куда прикажешь его засунуть, стоя на стремянке под потолком?

Таки наверное ИМХО?

Таки наверное... Против ВАГОв ничего личного не имею, просто речь идет о неревизируемых соединениях, а ваги, думаю, никто в здравом уме замоноличивать не будет.

Смущает разнородность материалов. Но мне кажется надежней сварки.

До экспериментов был согласен лишь с первым утверждением, сейчас согласен и со вторым :sick2. Пожалуй, пайка все же лучше будет...

admin
Аватар пользователя admin

Не в сети
1 hour 10 min

сегодня ночью будем апить дру.. так что ночью до 6 утра не принимаем ))

Nikolay2
Аватар пользователя Nikolay2
Богашёво
Не в сети
5 hours 16 min

Тут вспомнили прошлый век и это правильно. Встречал раньше монтаж ламповых приборов, точнее контактов панелей с помощью сварки. Шарики сварки медного провода, правда диаметр провода около 0,6 мм, с латунными контактами весьма ровные и прочные. Нужно применять высокотемпературные флюсы для меди. А может это была пайка медью по меди с помощью горелки. Сам не пользовал такую технологию.

Заец
Аватар пользователя Заец
Иглаково
Не в сети
3 hours 53 min

А если в руках раскаленный паяльник, то кому и куда прикажешь его засунуть.... ????????

)))))))))))))))))) :44evil: Таки жесть .....

1. А вообще то вопрос пайки горелочками очень интересный. Хотелось бы его немного развить. Ибо с паялом бывают вышеописанные проблемы. Мобильность у электрического паяльничества дико хромает.

В частности интересуют сами газовые девайсы: модели (?), цены (?), качество работы (?), надежность (?). Делитесь коллеги.

2. Обжимные дела. Мне кажется здесь тоже поляна непаханая и благодатная. Какие обжималки можно нам поприменять в хозяйстве?

Ray
Аватар пользователя Ray
Апрель
Не в сети
5 hours 22 min

Обжималки лежат (лежали) в "Профи" на елизаровых и в сибавтоматике.
Брать обжималку лучше посерьезнее, попрочнее. Скажем сжать вместе 4 провода на 2.5квадрата достаточно тяжело, усилие нужно большое. Название своей уже непомню, могу посмотреть если кому надо. Стоимость в районе 1000р.

Медные гильзы разного диаметра лежали тоже в профи. Тут методом экспериментов, купил по десятку разных и тренировался обжимал. Так и выяснил сколько и каких гильз надо. Стоимость гильз от 2-3руб и до 10р. Продаются длиной в 3-4см. Пилил их руками надвое, 1.5см длины хватало.

Ray
Аватар пользователя Ray
Апрель
Не в сети
5 hours 22 min

Хорошие темы по обжималкам и их использованию были на mastercity

Mehanikus
Аватар пользователя Mehanikus
Поросино
Не в сети
1 day 3 hours

Представленный способ сварки меди имеет два основных пролета:

1. Зона сварки никак не защищена от окружающего воздуха (отсюда и поры и прочее).

2. Судя по фото дугу зажигали непосредственно на скрутке и ловили десятые доли секунды на оплавление. Что оч. неудобно и трудно достичь повторяемости результатов. И еще один момент, интересно на какой полярности производили сварку?? В любом случае частицы углерода могли попадать в место сварки (хотябы при зажигании дуги касанием), и мягко говоря пользы от них там никакой.

Если уж совсем приспичило сварить, то более удобная схема такая:

Чтобы исключить те два пункта надо использовать аргоно-дуговую сварку неплавящимся электродом :wink: . Дугу зажигаем не на скрутке, а на каком-нибудь кусочке металла (причем ток ставим "удобный" допустим 80-120А) после чего в зону дуги сбоку подносим скрутку и контролируем оплавление.

Кстати таким способом я делал тепмопары, работают до сих пор.

                               дуга     

   скрутка           /\

 =========  /     \

                      /          \

-----------------------------металл-----------

Но себе с проводкой так заморачиваться бы нестал имхо перебор, думаю скрутка + пайка серебрянным припоем :cash:

Chevalier
Аватар пользователя Chevalier
Радужный
Не в сети
42 min 24 sec

Что оч. неудобно и трудно достичь повторяемости результатов.

Повторяемость результата как раз отличная. Где-то после 20-го соединения у меня они все пошли просто как под копирку, все одинаковые. Проблема только в этих гребаных волшебных пузырьках. Вдумчивое курение интернетов ничего не дало. Единственно, что удалось обнаружить, это несколько роликов на ютюбе и постов на форумах, где народ варит медь описанным способом и восторгается результатом, стараясь не думать или просто не зная о пористости.

Насчет пористости обнаружил только пару постов. Там были предположения, что это растворенный в меди углекислый газ. Типа при сварке он вскипает, из расплавившейся части металла успевает всплыть и улетучиться, а вот как раз на границе между расплавом и твердым металлом он вскипает, но всплыть и улететь не может, ибо вязкость металла в этой точке еще велика. Отсюда и пористость.

Dmitriy
Аватар пользователя Dmitriy
Зональный
Не в сети
23 weeks 6 days

А ты уверен что это пористость? Что там поры есть? (в микроскоп смотрел?) Может зернистость излома? Сломай чугуний, тоже самое получишь на изломе. Может быть металл в зоне перехода становится более твёрдым и хрупким? и на изломе ломается как чугуний. Может применить медно-фосфорный припой, который используется в сварке контактных соединений из меди. Я думаю ты зря переживаешь. Скрутка из меди сама по себе стоит хорошо, а если ей ещё голову проварить то и подавно без проблем в стену запрятать можно. (только я бы все соединения всё равно в коробку бы прятал, пусть бы и крытую в стене. Как вариант, брать медную гильзу, прессовать скрутку и проваривать вершину гильзы со скруткой.

Dmitriy
Аватар пользователя Dmitriy
Зональный
Не в сети
23 weeks 6 days

Во чё нашёл!

Сварка меди и ее сплавов получила большое применение в технике благодаря высокой электропроводности и теплопроводности, а также хорошей химической стойкости. При дуговой сварке меди следует учесть, что теплопроводность меди примерно в шесть раз больше теплопроводности железа. При температуре 500...600°С медь приобретает хрупкость, а при 700...800° С прочность меди настолько снижается, что уже при легких ударах образуются трещины. Плавится медь при температуре 1083° С. Свариваемость меди в значительной степени зависит от наличия в металле различных примесей: висмута, свинца, сурьмы, мышьяка. Чистая электролитическая медь обладает наилучшей свариваемостью. Расплавленная медь легко окисляется, образуя закись меди Cu20, и легко поглощает водород и окись углерода. При охлаждении в объеме металла выделяются пузырьки паров воды и углекислого газа, которые не растворяются в меди. Эти газы, расширяясь, создают большое внутреннее давление и приводят к образованию мелких межкристаллитных трещин. Это явление получило название водородной болезни меди. Сварку меди и ее сплавов производят только в нижнем положении или при очень малых углах наклона. Ручная дуговая сварка меди выполняется угольным или металлическим электродом. При сварке угольным или графитовым электродом в качестве присадочного материала применяют прутки из меди Ml, прутки из бронзы Бр.(ЭФ6,5-0,15 или медные прутки MCpl, содержащие до 1% серебра.

Nortel
Аватар пользователя Nortel


Медь всегда паяют, поэтому не мучайте провода (и не мучайтесь сами) по вышеперечисленным причинам.

Chevalier
Аватар пользователя Chevalier
Радужный
Не в сети
42 min 24 sec

вопрос пайки горелочками очень интересный. Хотелось бы его немного развить.

Честно сказать, я пайку паяльником воспринимаю только в радиотехнике. Паять электропаяльником то, что толще ножки транзистора мне кажется просто неуместным.

я начинал освоение пайки кабелей вот с такого девайса