ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ:

#84454
Аватарinoy001
Участник
  • Томск

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ:

Зональный будет развиваться в соответствии с проектом агломерации Томск – Северск – Томский район

В «ТН» от 24.10.2013 мы писали о проекте развития Зонального, включающем в себя жилищное строительство, наукоемкое производство, транспортную и инженерную инфраструктуру и большие рекреационные зоны. Инвестиционная компания «Кузбассинвестстрой» хочет превратить Зональный в город-сад. Эти планы получили особую актуальность в связи с проектом по развитию агломерации «Большой Томск», старт которому дал губернатор Томской области Сергей Жвачкин: в конце октября состоялось первое заседание совета по реализации соглашения о совместном развитии территорий между администрацией Томской области и госкорпорацией «Росатом».

– Очевидно, что агломерация между областным центром, атомградом и Томским районом существует уже не первый год, – отметил губернатор. – Теперь задача – оформить это объединение юридически, сделать так, чтобы от него выиграли все заинтересованные стороны, все 720 тыс. жителей Томской области, которые живут вокруг Томска.

Катализатор развития

Проект «Кузбассинвестстроя» по всем параметрам вписывается в развитие южного направления агломерации.

– В планах нашей компании уже на ближайшие пять лет – создание высокоточного машиностроительного производства с участием зарубежных инвестиций, – говорит главный архитектор проекта Павел Кирьянов. – И главное – строительство первой очереди среднеэтажного жилья, благоустройство набережной пруда Красивого в Зональном, а также создание парка.

Кстати, в пруду компания хочет разводить форель. А на транспортном направлении предлагает разместить предприятия пищевой промышленности. Например, по переработке дикоросов, которыми славится Томская область. Дорога на Тайгу и близость аэропорта максимально упростят логистику для этой продукции.

К проекту развития Зонального уже подключились несколько компаний. К примеру, ТДСК может уже через несколько лет начать строить микрорайоны из многоэтажных домов. Ведь «Кузбассинвестстрой» хочет стать лишь одним из участников, своего рода катализатором развития: ни одной компании не под силу в одиночку осуществить столь масштабный проект развития территории, аналогов которому в Сибири нет. Проблем, конечно, еще много: в Зональном сложная ситуация с инженерными сетями. Но в этом вопросе инвесторы надеются на помощь властей разного уровня. Многие вопросы планируется снять за счет механизма государственно-частного партнерства.

Утверждение концепции агломерации Томск – Северск – Томский район должно состояться в апреле 2015 года, но Сергей Жвачкин особо отмечает, что уже сегодня все должны учитывать предстоящее объединение в своих инфраструктурных, транспортных и градостроительных планах. Нельзя сказать, что северное и южное направления соперничают между собой: власти признают необходимость развития обоих. Однако то, что появился достойный проект развития именно южного направления, не может не радовать. Если на севере есть Северск и будут промпарки, то на юге для агломерации не хватало какого-то объединяющего, якорного фактора. Теперь он есть.

Два направления

Агломерация – это территория, охватывающая несколько примыкающих друг к другу населенных пунктов, где расположено большое количество промышленных предприятий. В силу этого происходит переплетение экономических, природоохранных, социальных и иных интересов. Главная особенность: административно-территориальные единицы сохраняют свою самостоятельность, но при этом очень плотно взаимодействуют. Во главе угла, как правило, стоят экономические интересы, но большую роль имеет и социальная составляющая.

Очень часто агломерации создаются вокруг больших городов. За примером далеко ходить не надо: Москва и Новосибирск. В Томской области ситуация несколько иная. Во-первых, есть Северск, который самостоятельным центром назвать сложно, но его интересы нельзя не учитывать. Во-вторых, в нашем регионе агломерация пойдет не просто вокруг Томска, а, скорее всего, в двух различных по многим параметрам направлениях: северном и южном. Причем северное – это не только объединение с Северском. Это направление характеризуется концентрацией крупных промышленных объектов (в агломерацию органично вписывается концепция создания промпарка между двумя городами), наличие коммуникаций, и, как следствие, большого количества рабочих мест. Но жить в таких условиях сложно. С точки зрения экологии и транспортной доступности северное направление существенно проигрывает южному. Именно оно отмечено в генплане Томска как наиболее перспективное для освоения территорий под жилую застройку. Власти начали думать о развитии транспортной сети в этом направлении: планируется строительство прямой трассы на Тайгу и дороги, которая соединит особую экономическую зону и аэропорт Богашево. Следом бизнес задумался о создании на этом участке логистических и торговых центров, а также безвредных с экологической точки зрения производств. Безвредных – потому что основными составляющими развития южного направления все-таки должны стать жилая и рекреационная зоны.