Иван, 37 лет, ребенок первый год в детском саду: «В группе состою с начала сентября, как сын пошел в сад. Мне кажется, что полезной информации там процентов 15, остальное — вода. Так получилось, что я привожу ребенка, а не жена, поэтому воспитатель взяла мой телефон, и именно я оказался в этом сообществе. Воспитатель и няня периодически выкладывают фото и видео с детьми, что очень хорошо, нравится, спасибо им. Так как жена не состояла в группе, первое видео от воспитателя сразу отправил ей в личку. В ответ мне пришло сообщение: "Зайчик мой". Думал — мне, но нет, оказалось, что она про сына.
Подобные изречения типа "персик мой", "сладкие няшки", "лапульки" и все это в сопровождении сердечек, цветочков, рожиц сыпались от мам в садиковскую группу просто градом после каждой фотки.
Я не выдержал, попросил, чтобы жену вписали в группу, сам выписался, — не могу».
Андрей, папа ребенка в детском саду: «В группе состою уже больше года. Нравится, что всё узнаешь оперативно и можно задать вопрос воспитателю — [потому что] утром и вечером, когда приводишь или забираешь ребенка, просто некогда. Сам иногда задаю вопросы по распорядку дня, меню — это не стыдно написать в общий чат. Плюс воспитатель в течение дня присылает фото или видео детей. Допустим, у них идет какой-то утренник, на который родителей не приглашают, или какое-то музыкальное занятие. Я могу видеть, что мой ребенок доволен, вижу улыбку на его лице, мне приятно. Иногда вообще нет сообщений, а иногда доходит до 20–40 штук. Сейчас мы обсуждаем осенний утренник, детей поделят на две команды: овощи и фрукты. Недавно воспитатель скидывает в группу WhatsApp, кто кем будет, и тут начинается: нет, мы хотим овощем, а мы — фруктом и т.д. Бывают родители чересчур тревожные, которые меня удивляют. Однажды обсуждали энциклопедию, которую купить в садик. Начали активно мусолить тему рождения человека и ушли в такие дебри, чуть ли не гинекологические вопросы. Приходится читать всё, не хочу пропустить важное. Есть у нас и вторая группа, без воспитателя, — там обсуждаем, какой подарок на день рождения ей подарим, например».
Анна, две дочери учатся в школе: «У меня двое детей, в 5-м и 7-м классе. Групп в WhatsApp даже не две. В 5-м классе их три: родители без учителя, родители с учителем и родительский комитет. Так уже делают и в других классах. В одной учитель сообщает о мероприятиях, изменениях в расписании и т.д. Там полезная информация по школьным делам. В той группе, где родители, — всё что угодно. Вчера я там конфликтовала, выступила в защиту учителя, и пошло обсуждение. В прошлом году у меня был конфликт до такой степени, что просто вышла из группы. Но вот в сентябре попросилась снова, так как была не в курсе событий в классе, выпала из информационного пространства.
У семиклассницы в родительской группе кроме классного руководителя есть и директор школы (ее сын учится с нами). Этот факт и сдерживает от лишних сообщений. Хотя иной раз кто-нибудь все равно закинет очередную страшилку про какого-нибудь бегающего насильника, 18 террористов и т.д. Кстати, у детей уже тоже есть своя группа, куда не всех берут. Недавно дочь мне с гордостью заявила, что ее туда все-таки приняли.
В родительских группах иногда доходит до сотни сообщений в день точно, в зависимости от происходящего.
В День учителя было много спама — каждому захотелось отправить свою картинку, со своими стихами, и всем это пришлось читать».
Анна, дочь в детском саду: «У нас обсуждается следующее — например: "Принесите поделки". Это совершенно нормально, очень хорошо, потому что я, например, либо объявление не вижу, либо они вообще не доносятся до меня.
Часто бывает бурное обсуждение по поводу подарков воспитателю с переходом на личности типа: "да я видела, как вы на своей машине подъезжаете, а 100 руб. сдать не хотите". У меня претензия по стилю общения родителей в группе, по поводу оффтопа — кто на какой машине приезжает, кто там вообще что делает. Или, например: "Из кабинки пропало 200 руб. Мне кажется, что это ваш мальчик, верните деньги" и т.д. Или еще один пунктик, например, воспитатель пишет: "Завтра состоится утренник". И посыпались ответы: "спасибо, Мария", "спасибо", "спасибо за информацию", "спасибо большое", "большое спасибо", — а в группе 30 человек.
В праздник, на Пасху например, половина родителей присылают картинки с иконками, открытки, где яички лежат. Другая половина — какую-то пошлятину типа "яйца красить у кота".
Кто-то умудряется писать анекдоты.
А вообще группа, конечно, нужна. Пришел ты в садик — не пришел, может быть, папа пришел, а папа сроду не запоминает, что там написано на стене объявлений. Хорошо, когда фото детей скидывают, но это нечасто происходит. У нас получается процентов 70 полезной информации, остальные 30 — на "спасибо", видеоролики, поздравления воспитателя».
Ирина, ребенок в 6-м классе: «Конечно, все эти группы нужны, полезны и т.д. Особенно в школе — могу спросить у родителей, что задали, и мне ответят даже с фотографиями страниц из дневника своего ребенка. Но бывает, что на работе некогда, а эти оповещения нервируют, даже если телефон на беззвучном режиме. Почти каждый вечер перед сном вместо книжки читаю переписку в школьной группе WhatsApp.
Иногда это почти как сериал — кто-то что-то ляпнет, конфликтик назреет, можно запасаться попкорном. А если серьезно, очень утомляют бессмысленные комментарии родителей типа "учитель молодец", "спасибо за беспокойство", "наши детки — самые лучшие".
Парадокс в том, что я понимаю, что можно это пропускать, но не могу — боюсь прохлопать что-то, так уже было однажды. Надо как-то приспосабливаться».
Евгения, ребенок в детском саду: «Меньше месяца в группе. Уже появлялось желание отписаться, когда сообщений было слишком много. В день их штук 30 примерно. Группу создала воспитатель, и мы начали знакомиться: "Я — мама такого-то, я мама — такого-то" и т.д. Потом обсуждали подарки на день рождения детей. Или, например, про здоровье детей. Вот они начинают: у моего ребенка такие-то сопли, мой так-то кашляет. Тут должны быть лишь сообщения о собрании, важная информация от воспитателя, что нужно знать всем родителям. Для того чтобы обсудить подарки или те же сопли, должна быть другая группа, от которой любой может отписаться, если не хочет это обсуждать. А здесь я слежу за сообщениями от воспитателя, но вынуждена поглощать ненужную информацию. Не нужно отвлекать воспитателя — может, в этот момент она работает или, наоборот, отдыхает. Несколько раз мне хотелось написать что-то типа "не пишите сюда". Конфликтов не было, сильно не устали, пока даже интересно».
Наталья Марченко, кандидат филологических наук, автор диссертации на тему: «Социальная сеть "ВКонтакте": лингвопрагматический аспект» (Ростов-на-Дону): «Родители создают вотсап-группы, а не объединяются в других соцсетях, потому что соцсеть предполагает более приватную форму общения. Они будут видеть наших друзей, наши личные фотографии, которые были размещены до знакомства с ними.
Если я их приглашаю в группу "ВКонтакте" или другой соцсети, то, условно говоря, приглашаю к себе домой, а если в вотсап-группу, то как будто в кафе — посидеть, пообщаться. Но в то же время у нас могут быть своеобразные роли, маски. В WhatsApp нет фотографий, нельзя проследить связи, нет постов на стене.
То есть это другая зона ответственности. Различные смайлики, цветочки — это тенденция к экономии языковых ресурсов, которая заключается в графике, т.е. семиотике. Потому что писать: "да, ок, хорошо" — это дополнительные силы. Знаками мы можем подчеркнуть, что находимся в единении с предыдущими ораторами, но нам нечего добавить.
Сама состою в родительской группе WhatsApp, у нас даже есть группа мам, которые гуляют с детьми на площадке у дома. Я просматриваю только объемные сообщения, где больше 20 слов, потому что они, как правило, максимально информативны. В детском саду начинаются со слов "Уважаемые родители", то есть как-то маркированы».
Елизавета Михеева