Почему профессиональные строители до сих пор высоко ценят Кабанчик?

ИмхоДом Форумы Стройка: крыши, стены и т.д. Почему профессиональные строители до сих пор высоко ценят Кабанчик?

  • В этой теме 4 участника и 4 ответа.
Просмотр 5 сообщений - с 1 по 5 (из 5 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #8354
    День за днемДень за днем
    Участник
    • Пригород

    В пору социалистическую все цоколи более-менее приличных домов отделывались одинаково.
    Это была  отделка плиткой “кабанчик”. Я как и большинство спецов смело писал “отделать”,
    и не вдавался отчего эта плитка такова и почему имеет такое название.
    Впрочем не только цоколи, фасадные части панелей массово отделывались этим материалом
    еще при формовании в кассетах, на заводах. А потом настали 90-е и кабанчик сдулся. Исчез.
    Я даже не знаю возможно ли сейчас где-то достать оный в товарных количествах.
    Всё вроде? Ан нет. Оказывается тот “кабанчик” что я подразумевал при отделке – совсем не “кабанчик”…

    Итак:

    Кабанчик — разновидность глазурованной керамической облицовочной плитки для наружных работ, характерной вытянутой формы, имитирующей размеры кирпича при кладке плашмя. Характеристики кабанчика регулируются ГОСТ 13996-93 «Плитки керамические фасадные и ковры из них». Стандартные размеры варьируют от 120 х 65 мм до 250 х 100 мм, также распространён негостированный типоразмер 285 х 85 мм, повторяющий размеры кирпича с учетом швов.

    Bolshoy Sukharevsky 15 detail.jpg

    «Кабанчик» – практичная и доступная находка архитекторов своего времени, ставшая одной из узнаваемых черт стиля модерн.

    Понятие «бренд» совсем недавно стали применять к различным явлениям нашей жизни, называя этим словом порой самые неожиданные вещи. Вот и мы позволим себе вспомнить об одном из «брендов» петербургской архитектуры эпохи модерна. Речь идет об обычном облицовочном материале, керамической плитке, которая словно чешуей покрывает стены многих доходных домов и особняков Петербурга, построенных в начале XX века. Эта плитка, обычно белая, чаще глазированная, чем матовая, носит, в силу технологического процесса ее изготовления, имя «кабанчик». Благодаря широте своего применения в строительстве она стала своеобразной визитной карточкой целой эпохи в архитектурной истории города.

    Практичный символ эпохи

    «Кабанчик» был дешев в производстве и удобен в транспортировке. Исходный материал был покрыт глазурью с двух сторон, а на торце имел два сквозных отверстия, которые-то и напоминали свиное рыло (отсюда «кабанчик»). При ударе киркой каменщика плитка раскалывалась по этим осям, и получались две отдельные плитки с шероховатой внутренней поверхностью, на которую клался раствор. Также «кабанчиком» называют зигерсдорфский кирпич (немецкое предприятие «Зигерсдорф-Верке» было основным поставщиком облицовочного кирпича, глазурованной и метлахской плитки, изразцов и т.п. в Петербурге периода модерна) или ему подобные образцы, которые привозились в Россию из Саксонии и также имели глазурное покрытие. По своим эстетическим свойствам такой кирпич мало чем отличается от плитки, придавая стене дополнительное ощущение монолитности. Самым знаменитым примером его использования в архитектуре города является шедевр петербургского модерна, построенный архитектором фон Гогеном – особняк Матильды Кшесинской на Петроградской стороне.

    Три секрета

    В чем же секрет «кабанчика», почему он был популярен в эпоху модерна, этот Серебряный век петербургской архитектуры? Наверное, ответ заключается в универсальных технических и эстетических свойствах материала. Во-первых, «кабанчик» был удивительно долговечен, что исключительно важно в условиях «тяжелого» для архитектуры петербургского климата. Достаточно сравнить, например, доходный дом Володихина на Малом проспекте Васильевского острова с какой-нибудь постройкой пусть даже брежневского времени, чтобы убедиться в превосходстве старых технологий. В отличие от современного сооружения, чаще всего демонстрирующего большую «усталость материала», стены, простоявшие более ста лет, по-прежнему сияют первозданной белизной, демонстрируя свою удивительную сопротивляемость негативному воздействию среды.

    Во-вторых, немаловажную роль играла дешевизна этой плитки. Эпоха модерна одинаково умела ценить и декоративную роскошь оформления, и экономическую целесообразность использования тех или иных материалов. «Кабанчик» был демократичен – поэтому здания, целиком облицованные этой плиткой, принято относить к так называемому рационалистическому модерну. Но в аристократической белизне этой плитки обнаруживалось то стильное благородство, вкус к которому был столь развит в эпоху Серебряного века. Поэтому «кабанчик» готов был служить и в качестве прозаической одежды для больших доходных домов, как в случае с домом Заварзина на Среднем проспекте Васильевского острова, но одновременно мог выполнить и роль самого лучшего парадного платья. Именно в таком качестве этот материал использован при строительстве уже упомянутого особняка балерины Кшесинской, примы Мариинского театра и фаворитки императора Николая II.

    Наконец, третья, не менее важная, чем две другие, ценность «кабанчика» заключалась в его эстетических свойствах. Эпоха модерна имела вкус к ясным и эффектным решениям. Простая белая плитка оказалась своего рода золотой серединой между суровой правдой обыкновенного кирпича и театральными эффектами дорогой, нарядной, но недолговечной и к тому же морально устаревшей штукатурки. Для архитекторов и заказчиков рубежа веков в ней все оказалось кстати. Белая поверхность подчеркивала красоту отдельных деталей декора, который применялся теперь с большим тактом, рассчитывая на понимающий глаз эстетически подготовленного ценителя. Любовь к красоте ничем не заполненной плоскости стены также проявлялась в этом желании заполнять огромные пространства одинаковыми маленькими плиточками. Сетка швов на белой поверхности – в этом, по мнению эпохи, заключалась истинная красота. Модерн, как известно, основан на графическом чувстве формы. Графика – искусство, по определению связанное с рисованием на листе бумаги. В случае с архитектурой роль этого листа выполнялась плиткой-«кабанчиком».

    «Бог в деталях» – так сформулировал свое творческое кредо один из величайших архитекторов XX века Мис ван дер Роэ. Эту идею можно вполне распространить и на ту архитектурную практику модерна, которая была связана с использованием плитки-«кабанчика». На белоснежных поверхностях покрытых им стен каждая отдельная деталь должна была демонстрировать свое божественное значение.

    Kronstadt Naval Cathedral.jpg

    Гигиенический стиль

    Теперь пришло время назвать несколько избранных памятников петербургской архитектуры, сумевших воплотить в себе эстетику белой плитки с наибольшей полнотой и эффектностью. Наверное, последовательнее всего этот прием был использован архитектором Робертом-Фридрихом Мельцером для оформления особняка генерала-адъютанта князя Виктора Сергеевича Кочубея (1908–1910 гг., Фурштатская улица, 24). Громадное трехэтажное здание с обширным внутренним двором целиком облицовано белой плиткой. Белые плоскости стен лишены какого-либо декора, что создает потрясающий по своей выразительности эффект. Только черные провалы окон нарушают холодную, словно тающую поверхность стен, подчеркивая эфемерную хрупкость архитектурной конструкции. Любопытная деталь: в свое время этот вариант «белого», строгого модерна современники иронично окрестили «гигиеническим стилем». А после революции, по иронии судьбы, на долгие десятилетия в особняке петербургского вельможи действительно расположились различные медицинские учреждения. Не так давно в истории особняка начался новый этап. Комплекс зданий был полностью отреставрирован, причем дело коснулось и облицовочных работ. Пришлось восстанавливать утраченную технологию производства «кабанчика», что привело, между прочим, к выяснению новой цены этого ранее считавшегося одним из самых дешевых строительных материалов.

    Разноцветные плитки типа "кабанчик"

    Разноцветные плитки типа “кабанчик”

    Не только белый

    Другой знаменитый своими облицованными белыми стенами памятник петербургской архитектуры – дача Евгении Гаусвальд на Каменном острове (2-я Березовая аллея). Построенная в 1898–1899 гг. по проекту архитекторов
    В.И. Шене и В.И. Чагина, она стала одной из первых построек «нового стиля» не только в Петербурге, но и в России. Образец неоромантического направления раннего модерна, своими формами напоминающая некоторые примеры американской коттеджной архитектуры XIX века, дача Гаусвальд уникальна еще и потому, что в основе этого здания лежит деревянная конструкция! Только облицовка все тем же белым «кабанчиком» придает этому замечательному зданию основательный, солидный характер. Интересно отметить, что дача Гаусвальд представляет собой не только историческую, но также известную кинематографическую ценность. Именно в этом особняке режиссер Ян Фрид снимал «Дон Сезар де Базан» по пьесе Ф. Дюмануара и Д’Эннери и «Летучую мышь» по одноименной оперетте Иоганна Штрауса, а Игорь Масленников – один из сюжетов своего «Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (сцены в доме Ирэн Адлер).

    Нужно сказать, что далеко не всегда «кабанчик» оставался верен белому цвету. Так, например, в доходном доме А.Ф. Циммермана (угол Чапыгина и Каменностровского, архитектор Ф. Лидваль, 1906–1907 гг.) была использована плитка красно-коричневого оттенка. Общий декор здания очень строгий, без излишеств, основная эстетическая нагрузка как раз падает на широкую полосу декоративной плитки, опоясывающую весь первый этаж дома. На этом примере можно вполне убедиться, что простое декорирование фасада плиткой-«кабанчиком» полностью решает задачу эффектного украшения здания. В 1907 году владелец и архитектор дома получили почетный диплом Городской Думы на конкурс лучших фасадов.

    Конечно, список зданий Петербурга, где был использован «кабанчик», этот простой и демократичный материал, не исчерпывается перечисленными памятниками. Этот ряд действительно замечателен – и не только по значительному числу построек, но и по высочайшему художественному качеству входящих в него зданий. Отчасти и благодаря ему модерн занял достойное место в истории петербургской архитектуры.

    Кабанчик массово применялся для отделки поверхностей зданий в период господства стиля модерн; стены, отделанные исключительно плиткой — визитная карточка т. н. рационального модерна — экономичного стиля отделки недорогих доходных домов. Как правило, палевая плитка, покрывающая гладкую поверхность стены, комбинируется с горизонтальными «тягами» и «наличниками», выполненными майоликовой (зелёной или синей) плиткой того же типоразмера. Большинство зданий постройки 1900—1914 гг. сохранили свои плиточные фасады без видимых сколов плитки.

    Источники:

    1.  Элитные квартиры Санкт-Петербурга
    2.  Википедия
    3.  ООО Паллада

    #118797
    AkorAkor
    Участник
    • Москва

    Собственно, толстый и с дырками — в силу древних технологий. Теперь это клинкер — тонкий и не дешёвый (соизмерим с обычным лицевым кирпичом).. Зато богатый выбор..

    #118798
    АлександрАлександр
    Участник
    • Пригород

    почему клинкер так дорог? неужели его нельзя производить на наших кир заводах?

    #118799
    WasilWasil
    Участник
    • Пригород

    А почему он, собственно, "кабанчик"?

    #118800
    AkorAkor
    Участник
    • Москва

    Ну так написано же — две дырки для расколки на торцах делали его похожим на пяточок (рыло))

Просмотр 5 сообщений - с 1 по 5 (из 5 всего)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.