Самодельные сани-тобоган — и как до этого дошел, и что говорят старики

ИмхоДом Форумы руки из плечей Самодельные сани-тобоган — и как до этого дошел, и что говорят старики

  • В этой теме 1 участник и 2 ответа.
Просмотр 3 сообщений - с 1 по 3 (из 3 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #5505
    АватарАноним
    Гость
    • Пригород

     

    Это было 5 лет назад. Я переехал тогда из города на жительство в деревню. Лето прошло нормально, а вот зимой я остался без транспорта.

    Если летом перевозить грузы мне помогала тележка, то зимой по рыхлому снегу ни одни санки (промышленного производства) не протащишь даже с грузом всего в 10 кг, ну а о перевозке 49-литрового бидона с водой на 300 м и говорить не приходится.

    Я начал приглядываться, как в подобных случаях поступают местные жители, и обнаружил, что тяжелые грузы деревенские старушки перетаскивают в цинковых корытах. Попробовал сам — действительно, в корыте хоть 100 кг утащишь, причем корыто следует за тобой точно по тропинке, в сторону не соскальзывает, но торможение великовато, так как нос тупой, а не закругленный.

    И вот тогда я сделал похожие на корыто сани, конструкция которых оказалась удачной.  (рис. 1).

    Прежде всего я подобрал для дна саней лист железа толщиной 1 мм, шириной 450 мм и длиной 1200 мм. Из дюймовой доски шириной 12 см вырезал две дощечки-боковины. Далее, установив по краям листа боковины, сначала лист "прихватил" к боковинам гвоздями, а затем надежно лист к ним притянул скобами из стальной проволоки диаметром 6 мм. Для этого в боковых кромках боковин просверлил сквозные отверстия также диаметром 6 мм. Понятно, просверлил соответствующие им отверстия и в листе.

    Далее со стороны листа вставил в боковины скобы и загнул их, как показано на рис. 1. Замечу, что роль скобы не ограничивается "крепежными" функциями, скобы еще выполняют роль полозьев, когда приходится тащить сани по твердому насту или даже по асфальту. Сверху на каждую боковину набил ремни от генератора (так удобнее перевозить некоторые вещи), а с наружных сторон боковин прикрутил по два крючка, чтобы привязывать груз. Изнутри сани тщательно покрасил, особое внимание уделив швам, так что сани стали водонепроницаемыми, что весной позволяет им преодолевать водные преграды (ручьи), сохраняя груз сухим. По рыхлому снегу на этих санях без особого труда удается перевозить две фляги с водой или два полных мешка (по 50 кг), не привязывая их, чтобы они не вывалились. Можно даже транспортировать 4-метровое бревно, притянув его веревкой к саням за крючки. Как я уже говорил, сани хорошо идут, не рыская по узкой глубокой тропинке, в то время как любые обычные сани с двумя полозьями обычно уходят в сторону и переворачиваются.

    Рис. 1. Сани - тобоган

    Рис. 1. Сани — тобоган: а — общий вид (боковина на переднем плане нарисована без ремня); б — вид спереди; в — вид сбоку; 1 — ремень от генератора; 2 — петля; 3 — дно из стального листа; 4 — гвоздь; 5 — скоба; 6 — крючок; 7 — боковина

     

    Если кому-то не нужны такие большие сани, их можно сделать вдвое короче (для одного мешка или одной фляги). При желании в санях легко устроить сиденье для ребенка и катать его, не боясь, что сани опрокинуться.

    Я вначале ошибся, сделав петли для веревок, как и скобы — полозья, из 6-миллиметровой проволоки. В результате веревка за сезон полностью перетерлась. Поэтому заменил проволоку на пруток большего диаметра и хорошо петли отшлифовал. Вторая веревка — капроновый трос туриста. Каждую весну сани нужно красить, особенно тщательно обрабатывается днище, иначе за лето оно заржавеет так, что сани зимой просто не поедут.

     

    Как-то эти сани послужили поводом для интересного разговора. Однажды остановил меня пожилой мужчина, показал на сани и спросил, сам ли я их придумал. Я ответил, что сам, а он подтвердил: "Да, да, конечно же, сам. Я вижу, Вы слишком молоды, в войну Вас еще в проекте не было и не могли Вы видеть немецких санок".

    Заинтересовавшись услышанным, я не стал никуда спешить, продолжил разговор и в результате узнал, что во время войны у немцев тоже, оказывается, были раненые во время боя, которых тоже вытаскивали из-под огня свои немецкие санитары. Только тащили они раненых не за воротник шинели, а укладывали на специальные санки. А когда линия фронта отодвинулась на запад, то местным мальчишкам достались трофеи — целые поленницы этих санок, и они две-три зимы на них катались, пока не извели. Немецкие санки мой собеседник запомнил, как он сказал, на всю жизнь. Я подробно расспросил об их конструкции и привожу тут рисунок-реставрацию  (рис. 2).

    Сделанные из папье-маше, или ДВП (по современному), они были, пропитаны лаком, поэтому воды не боялись, прекрасно скользили по рыхлому снегу. Длина санитарных санок 120…140 см. В передней части санок была предусмотрена деревянная ручка, к которой крепили веревку, за которую тащили санки, и брезентовые ремни для раненого.

    Конструкция саней позволяла без труда затащить раненого в санки и привязать его там ремнями, пропустив их под мышками и завязав на груди. Легко раненные могли просто держаться за саму ручку. Хочу сказать, что о таких санках не упоминалось ни в одной из сотен книг о войне, которые я прочел, и это очень странно. Если у немцев подобные санитарные тобоганы были, то они не могли не попасть в качестве трофея к советским войскам, а если попали, то почему наше командование не воспользовалось опытом противника? Ведь в любой книге о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. 17-летняя санинструктор тащит по рыхлому снегу многопудового раненого солдата за воротник шинели, теряя силы и драгоценное время.

    Рис. 2. Немецкие санитарные сани времен Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

    Рис. 2. Немецкие санитарные сани времен Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

    #67661
    АватарАноним
    Гость
    • Пригород

    возьми капот от зила и не изобретай велосипед….

    #67662
    senkmsenkm
    Участник
    • Пригород

    Да от любой машины, кроме 21-й волги и БМВ подойдет)))

Просмотр 3 сообщений - с 1 по 3 (из 3 всего)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.