ВерСуд РФ: дорога, построенная вами за свои деньги, должна служить и «соседям-халявщикам»….

ИмхоДом Форумы земля и право ВерСуд РФ: дорога, построенная вами за свои деньги, должна служить и «соседям-халявщикам»….

  • В этой теме 6 участников и 5 ответов.
Просмотр 6 сообщений - с 1 по 6 (из 6 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #5656
    NewsNews
    Участник
    • Пригород

    Где-то дорога к застройке в полном порядке, но оборудована новеньким шлагбаумом. Но проехать под ним могут лишь те, кого пустит хозяин личной трассы. Такие ситуации порождают жалобы, скандалы и, в конце концов, для некоторых заканчиваются в зале суда.

    Вот одно из подобных "дачно-дорожных" дел и пересмотрел недавно Верховный суд. В преддверии строительного сезона разъяснения самых опытных судей страны могут стать очень полезными.

    Сегодня с дорогами к дачным поселкам и садовым товариществам и внутри их сплошные проблемы. И с этим утверждением трудно не согласиться. У местных властей чаще всего нет денег на благоустройство таких мелких трасс, да и транспортные проблемы приезжающих дачников местную администрацию по большому счету, не волнуют. А там, где с асфальтом полный порядок, как правило, это заслуга одного или нескольких состоятельных дачников, которые латают дорогу за свой счет. Но очень редко делают это бескорыстно.

    Итак, группа граждан пришла в суд. У них был коллективный иск к Товариществу личных подсобных хозяйств. Истцы хотели, чтобы за ними признали право общей долевой собственности на объект недвижимости — на дорогу их дачного поселка. В суде эти граждане объяснили, что все являются членами товарищества и за свои деньги сделали дорогу с асфальто-бетонным покрытием. Поэтому у них возникло на дорогу право общей долевой собственности. Они в этом не сомневались, но просили суд определить долю каждого из них "пропорционально размеру вклада каждого в строительство дороги".

    Само Товарищество, точнее некоторые из его членов и руководство организации возражали. Но суд решил дело в пользу истцов. И вышестоящая инстанция вердикт назвала правильным. Тогда те, кто не согласился с таким вердиктом, дошли до Верховного суда. И высший суд решение о дележе дороги отменил и заявил, что Товарищество и его обделенные долями от дороги члены, возражают правильно.

    Вот как рассуждал и как сформулировал свою позицию Верховный суд. Проверив дело, судебная коллегия по гражданским делам ВС выяснила следующее. Между одним из истцов и некой строительной компанией был заключен договор. Из него следовало, что фирме было поручено "устройство асфальтового покрытия". Заказчик действовал от имени тех, кто сдал деньги на это благоустройство. Работу дорожники сделали, а позже местное БТИ выдало технический паспорт, что в Товарищество ведет "дорога с асфальтово-бетонным покрытием".

    По Гражданскому кодексу (статья 128) к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество и имущественные права. А еще туда же относятся работы, услуги, нематериальные блага и результаты интеллектуальной деятельности. По следующей статье того же кодекса — 130-й, к недвижимым вещам относятся участки земли, недр и все, что прочно связано с землей. То есть те объекты, которые невозможно переместить без очень большого ущерба для них. Попросту говоря, недвижимость — это здания, сооружения и незавершенные строительные объекты.

    Еще в одной статье Гражданского кодекса (статья 218) сказано, что право собственности на новую вещь, созданную или изготовленную гражданином для самого себя, с соблюдением норм закона, этим же лицом и приобретается.

    Из всех перечисленных статей следует вывод, что право общей собственности, в том числе и долевой, на дорогу, как на самостоятельный объект гражданских прав, возможно. Но только в том случае, если дорога создана именно как объект недвижимости и таковым признана. А вот это местные суды проглядели. Они не решали главного вопроса, была ли эта дачная дорога сделана как объект недвижимости, с соблюдением всех правил и норм. В противном случае, эта дорога становится просто элементом благоустройства, и обеспечения передвижения в пределах Товарищества для нужд его членов — для прохода и проезда в пределах поселка. Одна из дачниц, недовольная решением местных судов, доказывала, что дорога к поселку была и раньше. Ее строили те же дачники, но давно. Сейчас же на нее просто положили новый асфальт.

    Кстати, из договора с дорожной фирмой, которая работала по заказу дачников, следует то же самое. В договоре ничего не говорится о строительстве новой дороги. Там речь идет об "устройстве асфальтового покрытия". Никаких доказательств, что фирме поручили построить дорогу как объект недвижимости, по мнению Верховного суда, в материалах процесса нет.

    Из этого Верховный суд делает вывод — покрытие асфальтового полотна дороги за счет личных средств дачников, не влечет возникновения у них права собственности на дорогу, как на объект недвижимости.

    Кроме этого есть еще закон о садовых товариществах. В нем перечислены так называемые объекты общего пользования. К ним относятся участки в пределах Товарищества. А точнее — дороги, ворота, детские и спортивные площадки, водонапорные башни, противопожарные сооружения, заборы… В общем, список большой.

    И вот что важно. По статье 14 этого закона о садоводческих товариществах, земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, выдаются Товариществу как юридическому лицу в собственность. Развитие же инфраструктуры такого объединения граждан делается на основе решения общего собрания. Принимало ли какое-либо решение по дороге наше Товарищество, местные суды не интересовало, сказал Верховный суд. Хотя это важно для соблюдения прав всех дачников. Даже тех, у кого не было денег на новый асфальт.

    (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ № 4-В12-13.)

    Кстати

    Верховный суд в упрек своим коллегам сказал, что местные суды ограничились формальным указанием, что дорога построена за счет личных средств некоторых дачников и что они добровольно договорились о разделении собственных долей. Но суды совсем не исследовали фактически обстоятельства дела и не обеспечили соблюдения интересов тех людей, чьи права были затронуты их решением. А право на судебную защиту наших граждан, между прочим, записано в Конституции, подчеркнул Верховный суд.

    #70208
    не adminне admin
    Модератор
    • теперь см. Висариoн4

    Давно известный медицинский факт, сервитут называется.

    Лучше бы занялись многочисленными огороженными "частными" парковками, которых сейчас в избытке во  дворах многих многоэтажек, и страшно сказать, даже в центре города )) 

    #70209
    экскурсоводэкскурсовод
    Участник
    • Томск

    Ну не знаю… у нас во дворе наоборот ОБЩАЯ парковка… к 08.30 утра так набито машинами, что не пройти, ни проехать. С детской коляской из подъезда не выйти… И что с этим делать?! Будем ставить шлагбаум… иначе жить невозможно.

    #70210
    ЗаецЗаец
    Участник
    • Иглаково

    из подъезда не выйти… И что с этим делать?!  

    )))))))))))))) Как что? ….. Мы же …того …. Имходомы ….. мы же на природе живем …… 

    #70211
    ruslan8ruslan8
    Участник
    • Апрель

     странный hint у этого смайлика: 2 поддона кирпича не хватило
    к чему бы это?  

    #70212
    nvsnvs
    Участник
    • Трубачево

    С шлагбаумом есть минусы: те кто в гараж ставил машину теперь станут ставить во двор… такая ситуация во дворе дома где детский мир на южной: до установки шлагбаума днем куча левых машин, после установки шлагбаума плюнут некуда — везде машина соседа… там даже знаки во дворе повешали под окнами — "парковка запрещена"

Просмотр 6 сообщений - с 1 по 6 (из 6 всего)
  • Форум «земля и право» закрыт для новых тем и ответов.