Перенесли дорожную канаву прямо под забор участка
Дренажная канава идет вдоль дороги. Весной ее почистили и углубили для водоотвода. Получилась нехорошая картина: частично откосы канавы залезли на участки, а сама канава идет прямо у границ участков. Дорога относится к пятой категории, а ее сделали четвертой.
По замерам получилось, что дорожное полотно увеличено на 2–2,5 м. Куда жаловаться, на что ссылаться?
2 Ответы
Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию регулируются законодательством о градостроительной деятельности (ч. 1 ст. 4 Градостроительного кодекса РФ, далее – ГрК РФ).
Что называется автомобильной дорогой?
Автомобильная дорога является линейным объектом транспортной инфраструктуры, предназначенным для движения транспортных средств и включающим в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью (п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ и п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее – Закон об автомобильных дорогах).
Классификации автомобильных дорог
Классификации автомобильных дорог можно посмотреть в ст. 5 Закона об автомобильных дорогах. Дороги подразделяются в зависимости:
- от их значения: на федеральные, региональные, местного значения и частные автомобильные дороги;
- от вида разрешенного использования: на автомобильные дороги общего и автомобильные дороги необщего пользования.
К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц (ч. 3 ст. 5 Закона об автомобильных дорогах).
К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд (ч. 4 ст. 5 Закона об автомобильных дорогах).
Классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 18 ст. 5 Закона об автомобильных дорогах).
В каких случаях обязательна подготовка документации по планировке территории при реконструкции линейного объекта?
В обязательном порядке, когда планируются строительство, реконструкция линейного объекта, требуется подготовка документации по планировке территории (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов) (п. 5 ч. 3 ст. 41 ГрК РФ).
Документация по планировке территории оформляется в виде проекта планировки и (или) проекта межевания территории (ч. 4 ст. 41 ГрК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 45 ГрК РФ «решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи».
Что такое красные линии?
Также подготовка документации по планировке территории является обязательной при установлении, изменении или отмене красных линий (п. 2 ч. 3 ст. 41 ГрК РФ).
Красными линиями называются линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (п. 11 ст. 1 ГрК РФ).
Согласно п. 12 ст. 1 ГРК РФ территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях РФ содержит действующая с 1 июля 1989 г. Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденная постановлением Госстроя России от 06.04.1998 № 18-30 (далее – Инструкция), в п. 3.4 которой указано, что красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений.
Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения, и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов (п. 4.1 Инструкции).
Корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения (п. 4.6 Инструкции).
Контроль за соблюдением красных линий осуществляют местные органы архитектуры и градостроительства (п. 6.1 Инструкции).
Что такое система дорожного водоотвода?
Система дорожного водоотвода представляет из себя целый комплекс инженерных сооружений, предназначенных для отвода поверхностных и подземных (грунтовых) вод с автомобильных дорог с целью обеспечения надежной и безопасной работы всех сооружений и конструктивных элементов: обеспечения устойчивости земляного полотна, прочности дорожной одежды.
Боковые продольные канавы (кюветы), проходящие вдоль земляного полотна насыпи для сбора и отвода воды с поверхности дорог, также входят в систему поверхностного водоотвода, необходимость в прокладке и технические параметры которых строго регламентированы разнообразными сводами правил (ранее именуемые СНиП), требования которых конкретизируются и дополняются с учетом региональных особенностей в региональных и местных нормативах градостроительного проектирования, утвержденных в установленном порядке.
Какими документами установлены нормы проектирования автомобильных дорог в населенном пункте?
Если интересующая автора вопроса автомобильная дорога расположена в населенном пункте, то нормы проектирования участков дорог принимают в зависимости от назначенной категории в соответствии со сводом правил СП 34.13330.2012 «СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги», утвержденным приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 266, или по своду правил СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденному приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр (далее – СП 42.13330.2016), который распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских муниципальных образований на территории Российской Федерации и содержит основные требования к их планировке и застройке.
С момента ввода в действие 1 июля 2017 г. требования СП 42.13330.2016 предъявляются к вновь разрабатываемой градостроительной и проектной документации (п. 1.3 СП 42.13330.2016).
Следует сказать, что свод правил СП 42.13330.2016 в настоящий момент включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный постановлением Правительства от 28.05.2021 № 815. Данный перечень содержит своды правил, обязательных к применению с 1 сентября 2021 г.).
Также отметим, что с 1 сентября 2022 г. СП 42.13330.2016 будет исключен из указанного перечня обязательных к применению сводов правил (см. пп. «г» п. 2 Изменений, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2021 г. № 815, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.05.2022 № 914).
Согласно п. 3.37 СП 42.13330.2016 улицы и дороги различных категорий включаются в улично-дорожную сеть (УДС), при этом границы УДС закрепляются красными линиями, а территория, занимаемая УДС, относится к землям общего пользования транспортного назначения.
Городские и сельские поселения проектируются с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, в том числе в документах территориального планирования муниципальных образований (п. 4.1 СП 42.13330.2016).
Организация системы отвода поверхностного стока с улиц и дорог должна соответствовать требованиям п. 13.3 СП 42.13330.2016, где указано, что применение открытых водоотводящих устройств – канав, кюветов, лотков допускается в районах одно-, двухэтажной застройки и сельских поселениях, а также на территории парков с устройством мостиков или труб на пересечении с улицами, дорогами, проездами и тротуарами. В городах, как правило, предусматривают дождевую канализацию закрытого типа с предварительной очисткой стока.
Ширина улиц и дорог в красных линиях принимается: магистральных дорог – 50–100 м; магистральных улиц – 40–100 м; улиц и дорог местного значения – 15–30 м (п. 1 примеч. п. 11.5 СП 42.13330.2016).
2 февраля 2019 г. впервые был введен свод правил СП 396.1325800.2018 «Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования», утвержденный приказом Минстроя России от 01.08.2018 № 474/пр (далее – СП 396.1325800.2018), который распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих улиц и дорог населенных пунктов, а также на капитальный ремонт существующих улиц и дорог населенных пунктов.
Согласно п. 5.1.8 СП 396.1325800.2018 в составе проектов планировки территории должны быть определены параметры сети улиц и дорог, в том числе количество и ширина проезжих частей, количество и ширина полос движения, ширина тротуаров и т.д.
Какими документами установлены нормы проектирования автомобильных дорог вне населенного пункта?
Если интересующая автора вопроса автомобильная дорога расположена не в черте населенного пункта, то следует ознакомиться с впервые введенным в действие с 1 сентября 2021 г. Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 59611-2021 «Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию», утвержденным приказом Росстандарта от 05.08.2021 № 689-ст (далее – ГОСТ Р 59611-2021).
Этот стандарт распространяется на автомобильные дороги общего пользования и устанавливает требования к проектированию системы поверхностного и подземного водоотвода при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте.
В разд. 6.2 ГОСТ Р 59611-2021 изложены требования к проектированию боковых продольных канав, кюветов.
Так, например, при ширине земляного полотна более 11 м боковые продольные канавы и кюветы должны иметь глубину в пределах от 0,5 до 1,2 м. при ширине 11 м и менее – от 0,4 до 0,9 м. Нижний предел глубины принимается для песчаных и супесчаных грунтов, верхний – для суглинистых и глин (п. 6.2.16 ГОСТ Р 59611-2021).
Напоминаем, что ГОСТ Р 59611-2021 не распространяется на автомобильные дороги в населенных пунктах, автомобильные дороги в вечномерзлых грунтах и автомобильные дороги с низкой интенсивностью движения.
Подводя итог вышеизложенному, автору вопроса можно обратиться в местную администрацию с официальным запросом по интересующим его вопросам, а далее уже действовать по ситуации.
Также в местной администрации можно попросить взглянуть на утвержденный проект планировки и (или) проект межевания территории и выяснить: осуществлялась ли корректировка красных линий по решению местной администрации, которая могла утверждаться в связи с изменением градостроительной ситуации в результате проведенной реконструкции автодороги и изменения ее категории.
Как указывает автор, после чистки дорожного водоотвода «частично откосы канавы залезли на участки». В конкретном случае важно убедиться, что установленные красные линии не находятся в границах земельных участков, расположенных с автодорогой, чтобы исключить риск ограничения или лишения прав владельцев на эти участки.
Чтобы исключить ситуации, когда красные линии проходят через территорию граничащих с автодорогой земельных участков, каждый из их владельцев может заказать градостроительный план своего земельного участка в местном органе самоуправления, в отделе архитектуры и градостроительства.