Волшебное село Петухово

Село Петухово — село в Томском районе. Расположено в верховьях реки Басандайка, в 30 км от Томска. Село отметило 380-летие основания.

Село — прототип для книги «Москва-Петушки»

Из местного фольклора: «ТОМСК — расшифровывается как Таёжно Отдаленное Место Ссылки Каторжан». Вы, конечно, читали книжку «Москва-Петушки». Так вот, это о нас писано, только писатель многое напутал: Томск обозвал Москвой, нас — какими-то Петушками, да и в остальном тоже много приврал. Но ему это простительно, выпивши был. А потому мы решили исправить ошибки классика и рассказать подлинную историю села Петухово. Уж поверьте, мы того достойны. Ехать к нам нужно по Богашевсвому шоссе, а не доезжая самолетов свернуть направо и ехать еще столько же, на сей раз по лесу. Мы — последнее село на трассе, дальше нас люди не живут, автобусы не ходят, — дальше тайга да зверь дикий. Собственно тайга и вокруг нас, но здесь она «облагорожена» человеком — в меру потоптана, порублена, поругана. Правда за нами есть еще одна деревенька Сухарево, но там всего четыре семьи и вообще, о них мало кто знает, поэтому те не в счёт.

Самый страшный зверь в округе

Время нынче перевернутое и если раньше село кормило город, то нынче все наоборот, город село подкармливает. И потому в любом селе главное, это дорога и регулярное сообщение. Слава богу, в Петухово с этим проблем нет: автобус в хорошую погоду делает четыре ходки в день, иногда три, иногда две — от настроения водителя и его автобуса зависит. А не желаешь на автобусе, езжай на электричке. В обоих случаях, чуть меньше часа и ты в городе. Но электричкой у нас редко кто пользуется — не престижно, да и идти нужно более трёх километров до станции, причём, лесом. А народ нынче пугливый пошел: перестройкой надорван, путчами да дефолтами постоянно испытываем, телевизорами да газетами каждодневно терроризируемый, — в итоге, всего боится, даже собственного леса, роднее которого ему ничего нет. А между тем, по лесу, в том числе и ночному, ходить намного безопаснее, чем по улицам любого нашего города Томска. Ну, кого в лесу бояться? Дикого зверя? Так он весь в глубь ушел, только чтоб с человеком не встречаться, а если и увидит кого из двуногих, так бежит без оглядки. Сколько хожу, редко-редко кого встречал. Лису как-то видел, вышла на дорогу, хвостом крутнула и опять в лес; правда зайцев много бегает, зимой следов видимо не видимо, другой раз прямо перед автобусом шмыгают. А больше никого нет. Но если б и были, что с того? Как говорит знакомый охотник: «Страшнее человека зверя нет».

А бродит по лесам сибирским действительно страшный зверь — клещ. Во всяком случае, так утверждает наша пресса. Так запугали народ, что по весне боязно газету в руки взять. Какой год не могу с друзьями в лес сходить, все запуганы. Но с другой стороны, может это и хорошо. Ведь леса-то наши ни кто не охраняет. Я специально узнавал, за весь наш район отвечает один инвалид, да и тот на проржавелой «Ниве». Так что дай волю этим городским, ничего от леса не оставят, в два-три года все истребят-повытопчат — тем более, что теперь моден стал здоровый образ жизни. Вот букашки-козявки, комары, мошки да клещи и объединились, встали на защиту родного леса. Кроме них он ни кому больше не нужен. Только жалко, что выросло уже целое поколение горожан, не знающее, что такое настоящий лес, опыт общения которых с природой ограничивается Городским садом, аквариумными рыбками, да кошкой с собакой. Недавно к нам в гости знакомая девушка приезжала, так она уже консерваторию окончила, а живую козу первый раз в жизни видела. Я как узнал об этом, мне аж поплохело.

«Золотое дно»

Покупая билет до Петухово, вовсе не удивляйтесь вопросу кассира: «Вам в Петухово? Это которое золотое дно?» Почему его так именуют, я до сих пор не зная. Ну, с «дном» еще можно разобраться, жить на селе действительно тяжело: работы нет, все обезденежели, очерствели. Но все равно, до городских нам далеко. С городскими нас сравнивать никак нельзя, мы от них всем отличаемся, даже… котами. Взять, скажем, городских котов, те встретившись где-нибудь в подворотне, бьются жутко, как в последний раз. А для деревенских котов, которые друг друга все в лицо знают, драка это скорее ритуал, поорут-поорут для приличия да и разойдутся по своим хвостатым делам. Городские же бьются чуть не до смерти. Там так положено, забьешь ближнего, сам выживешь — таков извечный закон города.
То, что мы «дно», говорит и наша главная беда — беспробудное пьянство. Правда, на Руси в последние столетия слишком много пили, и чем труднее жили, тем больше пили. Поэтому каждое село у нас пьёт по-разному. Скажем Петухово — село бедное, работы нет, до города далеко, поэтому к нам намного больше спирта завозят, чем нашим соседям. Скажем, у нас две точки по продаже хлеба и пять точек, торгующих самопальным спиртом. А что поделаешь, а ничего не поделаешь. Если нет работы, человеку подсовывают пойло, ему постоянно предлагают себя чем-то занимать, чтоб обратно в животное не превратиться. Вон в соседнее село, что поближе к городу, завод пустил автобус рабочих привозит-уводит, у людей работа появилась, так пол села сразу пить бросило. А то кричат: спивается Россия, что делать?! Да ничего не нужно делать, дайте нам просто возможность трудиться и спасать никого не нужно, сами всех спасём, да еще и китайцев с американцами за пояс заткнём. Но ведь ни кто не даст.

А может мы и правда «золотые»?! Потому что какая красотища кругом! Село наше окружено девственным Петуховским кедрачом и поэтому воздух у нас всегда кристально чист. К нам когда городские приезжают, так с непривычки за голову хватаются, а кто и в обморок падает, медики это называют отравление чистым кислородом. А ведь я сначала ругал себя, что так далеко от города дом купил. Но как выяснилось, это самое минимальное расстояние, только после нас настоящая чистота начинается и счастливое человеческое житье-бытье. Одно слово, «Золотое дно».

Чудо сибирской природы

Однажды в московском поезде белорус-попутчик сказал: «Приходилось мне и по пальмам лазить, и по баобабам, но кедра сибирского ни разу даже не видел». Помню, я тогда удивился, что ему дался наш кедр — сосна-сосною. А как пожил в кедровом бору, так и понял, что это за чудо-дерево. В конца лета до первого снега все село следит, будет ли ночью ветерок, и если что, утречком, с самого ранья все село бежит в лес с мешками да корзинами — собирать с земли дары небес. Успеешь — наберешь, припозднишься — все соседу достанется. И детишки и 80-летние старухи тащат из Петуховского кедровника мешки с шишками. Нашелушат орех, сдадут излишки, остатками всю зиму подкармливаются. Недавно слышал, что область наша вошла в Книгу рекордов Гинесса по количеству сданного кедрового ореха. Но мы этим не гордимся — это не гордость, а беда наша. Потому что не от хорошей же жизни сельчане по деревьям лазить стали как белки да обезьяны, просто нет иной возможности выжить. Так что всем кедр хорош, и кормит, и деньгой одаривает, вот только плохо, от постоянных щёлканий зубы растут вкривь и вкось (шутка). Так что, если увидите в городе кого с кривыми зубами, бедно одетого, не смейтесь над ним, это наш, петуховский приехал за заработками.


Но кедр, это что?! У нас и ягоду в огороде мало кто не сажает. А зачем, если в лесу ее видано не видано — и тебе тут малина, и смородина, и кислица, и земляника. Бери ведро, да знай не ленись. Есть у нас и грибы, но гриб он зверь хитрый, его места нужно знать. А места эти потаённые, их ни кто просто так не откроет. У нас у каждой семьи есть свои грибные места и все их в тайне держат, передавая как величайшую ценность из рода в род, от отца к сыну. А то телевизор посмотришь, там всё гадают, как так возможно, что русская деревня всё жива. Что только с ней не делают, и голодом морят, и работы лишили, и трудиться разучили, и спаивают — а она все жива. Чем не чудо. Мы же давно заметили, чем голоднее год, ну, скажем, правители над нами очередной эксперимент испытывает, тем больше чудес своих природа на нас обрушивает. Поэтому уже давно не мы о природе заботимся, а она о нас, горемычных.


Достопримечательности села

Радости деревенские в селе и за околицей
А разве не великая радость, просто выйти в чисто поле, вдохнуть свежий воздух, экзотических птичек послушать, на закат посмотреть, на травке поваляться. Вон иностранцы, кучу долларов платят, едут к черту на кулички, чтобы то же самое увидеть да почувствовать, — а у нас все под боком, только за огород выйдешь, сразу лес начинается, а за ним самая настоящая сибирская тайга, которой конца и края нет.


Главная наша рукотворная радость, а за одно и гордость, это Петуховская старинная церковь, единственная на всю округу. Если раньше каждое село имело свою церковь, то нынче иметь церковь, большая роскошь для села, а сельская церковь пережившая советскую культурную революцию, это уже настоящая реликвия. Вот только заколоченная она стоит и это при живом-то батюшке. Приехал он, послужил в гордом одиночестве, да и плюнул. Он-то думал, селяне бросят все и побегут сломя голову в открывшуюся церковь креститься да Богу молиться. Ан не тут-то было, разучился русский народ в Бога веровать, это ж сколько лет из него эту блажь церковную выкорчевывали и надо сказать, выкорчевали окончательно. А нынешние батюшки все нетерпеливые пошли, им надо чтоб сразу и толпы. А то, что эти толпы нужно сначала воспитать в вере, любви и послушании с самых ранних лет, чтобы они встали на путь веры. Ты сначала воскресную школу открой, с детишками несколько лет поработай, а потом и сокрушайся, если будет над чем. Но сказать им об этом некому, сами же они люди гордые, возвышенные, да и у нас давно не бывают.
Несколько лет назад, видно за грехи наши, пронесся над селом смерч, задел верхушку горы, где церковь стоит. Саму церковь не порушил — только кресты посбрасывал, а за церковью вековые кедры срезал будто бритвой, там теперь поле чистое, картошку сажают. Вроде как предупреждение нам было: если не уверуете, в следующий раз все порушит. Но народ нынче слеп, знамения читать разучился, вот — ждём нового урагана.


Писательский домик
Рядом с церковью стоит еще одна достопримечательность села Петухово — писательская дача, единственное, кстати сказать, каменное здание села нашего. В былые досоветские времена славилось Петухово городскими дачами, сегодня только одна осталась, и не кого-нибудь, а «местного Астафьева», как он сам себя именует. Теплится в редкие летние вечера огонек в ее оконцах на благо всей местной литературы, которой, по правде сказать, давно уже нет.


Памятник конюху
Рассказывать о Петухово и обойти нашу главную достопримечательность — дело немыслимое. Уже не одно десятилетие стоит в селе самобытный памятник, и не кому-нибудь в кепке с перстом указанным в светлое будущее, а представителю от народа — то есть собственно тому, кому и должны памятники ставить — в данном случае, конюху. Уж не знаю, есть ли где в мире нечто подобное. Нас приучили, что установка памятников — это прерогатива сугубо государственная, народ к этому делу ранее никогда не подпускали. А тут, может быть впервые за всю историю нашего государства памятник установил сам народ. И это замечательно, потому что только такие памятники неподвластны времени, только они переживут все революции и перестройки, — потому что они вне времени.
Кого-то может спросить: А на какие такие средства русскому народу воздвигать памятники, если он испокон веков живет в нищете? В том-то и дело, что средства на постройку памятника использовались самые что ни на есть подножные: дюжина старых тележных колес, да пара грубо обтесанных бревен — вот и все затраты. Имеется у памятника и надпись, причем в стихах: жил мол добрый конюх, лошадей любил очень, но вот помер конюх и плачут по нему кони. Таков недолгий сказ. А если поподробнее. Жил в Петухово не очень добрый человек, обижал доброго конюха, воровал у того коней и так, по мелочам, конюх ему все прощал, но вот помер конюх, и совесть проснулась у обидчика — стал он в церковь ходить, да только это не помогало, не умел он молиться, пошел к людям, хотел им служить, да люди от него отвернулись, и тогда решил он сотворить рукотворную молитву: взял топор, срубил памятник — конюху память, людям радость, а ему искупление. Таков недолгий сказ.


Сейчас живёт он в Германии или Израиле, как и все, кто родине не нужен. Но раз в год обязательно наведывается в родное Петухово, рассказать, как хорошо там жить, местного живительного воздуха глотнуть, а за одно и памятник подправить — все-таки главное творение рук своих. А в последний свой приезд он пообещал, что поставит еще в селе нашем дюжину памятников. А почему нет? Глядишь лет через… к нам не хуже Петушков экскурсии водить будут.

Доп: Юлия Корнева, тв-2:

Два новых памятника появились в деревне Петухово: бывшему местному учителю и бывшему управляющему. Итого их стало 5 — по числу памятников на душу населения эта вымирающая деревня теперь является местом исключительным. Практически все они дело рук бывшего жителя Петухова, а ныне гражданина Германии — Владимира Удонова. Почти каждый год он приезжает в Петухово в длительный отпуск. Гостит бывший петуховец, а ныне гражданин Германии Владимир Удонов вот в этой хомуталовке. Раньше здесь хранились хомуты, седла и собирались у конюха поговорить местные старики. ИШ: 23.00.28 — ну давай, хомуталовка, грей Владимира Борисовича. Низкая маленькая избушка — два метра на два. Здесь есть печка, стол и старый диван — как говорит, Владимир: все, что нужно для счастья. Жена и дочери предпочитают проводить отспуск в Европе, у него же один путь: Ольсбург — Петухово.Владимир Удонов, бывший житель Петухово: «Вот моя испания: хомуталочка, Петухово, я пройду по деревне, поговорю с людьми, сделаю себе заряд на целый год, то есть свою родину не меняю. Я постоянно на 3-4- месяца приезжаю, правда в германии создаются проблемы: выехал из страны и потерялся».Девять лет назад Владимир с семьей уехал на постоянное место жительство в Германию. В Петухово родился, здесь похоронены отец и мать, на окраине деревни был когда-то отчий дом, теперь сгорел. Сильная ностальгия по родным местам вылилась у Владимира в необычное увлечение. Он решил увековечивать в Петухово память тех людей, которых любил и помнит. Памятники делает из подручных материалов и дерева. Серп и молот в память о бывшем управляющем Петухово Алексее Попове. Поставлен недалеко от дома, где когда-то тот жил. В десяти шагах от этого места еще один памятник — директору школы, что была здесь раньше, Геннадию Круглову. Он у Владимира преподавал историю. Сейчас от старой школы осталась только небольшая двухэтажная часть. Теперь в ней общежитие. А ведь в лучшие времена училось здесь до 200 ребятишек. Но деревня постепенно вымирает. Вот и улица Школьная практически опустела, летом есть хотя бы дачники, зимой свет горит в редких окнах.Любовь Круглова, бывшая учительница Петуховской школы: «Вот на том краю несколько домов осталось и на этом. Опустела наша улица, все из-за того, что совхоз распался».Так что бывшая учительница бывшему ученику благодарна за эту память. И интересуется новыми планами. Михаил Петрович Кононов — ветеран войны. Тоже патриот Петухово, но в отличии от Владимира, говорит, родную деревню бросить бы не смог, когда-то его просили переехать по работе в Корнилово, и то не поехал. Конюху Баранову посвящены несколько памятных мест, здесь когда-то находился петуховский табун, в табуне было до 200 лошадей. Владимир с другими мальчишками помогал их пасти, с тех пор к лошадям особая любовь. Когда уезжал из России в Томске у него было 5 собственных коней и карета. Карета продана, но телегу петховского конюха он сохранил.


Дорога до Петухова:

Из покон веков так повелось, что дорога на Руси это гораздо больше, чем дорога. Она и кормит, и поит, она и по миру пустить может. За все 380-летнее существование села Петухово существовала была у него стандартная русская дорога — земля да камень. Ежегодно, в распутицу, размывало ее, и жизнь в селе замирала на несколько недель — не выехать, ни въехать. Ни скорая, ни пожарная, ни тем более милиция к нам пробиться уже не могли. Но, тьфу-тьфу, до беспредела не доходило. Подворовывать, конечно, друг у друга подворовывают, но воруют обычно по-мелочам, по большому у нас и воровать нечего, а поэтому на месте и разбираются, — а по сему у нас даже участкового нет. Он как в прошлом году (2009 году) уволился, так нового и не подобрали — а кто к нам поедет? Мы же и без него не плохо живем. У нас так и говорят: советской власти в Петухово нет, она до нас не дошла, она где-то в Белоусово затормозилась, а это предпоследнее село, — так что в Петухово советской власти отродясь и не было.


Но дорогу нам все же сделали, даже асфальтом ее покрыли, — сами удивляемся, за что нам такая честь. Правда, как только начали ее катать, так сразу поползли слухи, что якобы это вовсе не для нас, а просто рядом ядерное захоронение делать собираются. Теперь ждём худшего, потому что на Руси слухи — это самая достоверная информация и рано или поздно они обязательно сбудутся. Да и не верит ни кто, что наше родимое государство будет на нас родимых просто так тратиться.
Но дорогу нам так и не проложили. Её ложили, ложили, но так и не доложили. Кинули на полпути. Говорят потому, что захоронение отложили до лучших времен. Прямо и не знаем, радоваться этому или печалиться. 

Оставить комментарий