Как и обещал, пишу про свои

#63547
News
News
Участник

Как и обещал, пишу про свои приключения в подвале башни. Все месяцы с прошлого апреля мне было известно лишь то, что подвал у башни — есть. Его глубина порядка трех метров, из него идет один невысокий туннель. в сторону пл. Южной. На первом уровне башни вход в подвал выглядел как дыра в гнилом деревянном полу.

Вот так мы изобразили его на первой схеме:

01.

Активные работы на башне я начал в январе этого года, сунулся во время уборки и в подвал. Но грунт и мусор внизу смерзлись до состояния монолита, так что я отложил этот вопрос до лета. С весны я начал ходить в Водоканал по поводу подключения к холодной воде. Мне казалось разумным завести в башню воду через подвал… Ну да. Придётся рассказать об этом подробнее.

В Водоканале меня уверили, что никаких коммуникаций рядом с башней нет, так что воду придётся подключать от колонки, находящейся на повороте Лыткина. Вот примерно отсюда:

02.

(необходимо проложить примерно 60 метров нового водопровода)

Ещё в Водоканале сказали, что колонка находится в ведении Кемеровской железной дороги, а значит подключение нужно согласовать с ними. С большим трудом я нашел ответственного за эти вопросы человека в томском отделении РЖД. Там произошла забавная история, о которой я рассказывал у себя на страничке VK. Процитирую:

Побывал в месте под названием ЦДТВС ЗСЖД ОАО РЖД. Оставлял им заявку на согласование подключения холодной воды для частного дома. Сотрудники этого заведения долго выясняли — есть ли у них водопроводные сети на улице 19 Гвардейской Дивизии. "Ну конечно, там есть наши линии, там же наша башня была, пока ее городу не отдали! Это нулевая точка всего водопровода железной дороги в Томске была! Молодой человек! (это мне) Там башня еще стоит рядом с вашим домом или ее уже разрушили?"

И я такой:

"Вы не поверите!"

В итоге мою заявку передали куда-то в Кемерово и там дело безнадежно заглохло. Я звонил туда раз в неделю, пытался как-то форсировать решение этого вопроса, но дело осложнялось тем, что ни Водоканал, ни КемЖД не хотели признавать, что именно у них находится на балансе колонка.

А потом мы с Олегом начали раскапывать подвал. Прежде всего, выяснилось, что туннелей из подвала идет ДВА. Один — в сторону города, а второй — в сторону реки. Оба были плотно забиты глиной. Это означало, что где-то в туннелях есть участки обрушения, через которые каждый год по весне грунтовые воды намывают в подвал глину. Несколько дней мы с Олегом и его братом напряженно копали. Мокрая слежавшаяся глина — это проклятье. Она очень тяжелая и не отваливается от лопаты. Мы чуть с ума не сошли. Зато выкопали несколько дурацких исторических артефактов: бутылки из-под молока, которые не выпускаются уже лет двадцать, флакон от рижских духов, а также несметное количество непарной обуви. Калоши, сандалии, сапоги, ботинки, туфли — все по ОДНОМУ экземпляру. Очень загадочно. Найденный мусор и количество глины говорили о том, что подвал и туннели были завалены как минимум лет двадцать-тридцать.

После чистки в подвале были обнаружены несколько труб. Счас будет сложное словесное описание, но оно важно для понимания всей системы в целом.

По туннелю из города приходит толстенная чугунная труба, на ее конце вертикальное колено, которое перекрыто огромной задвижкой. Перед задвижкой установлена врезка стальной трубой диаметром 50 мм, которая переходит в более новую и тонкую стальную трубу, уходящую в туннель в в сторону реки. Также во второй туннель уходит вторая чугунная труба, заканчивающаяся в подвале вертикальным коленом. Это сложно для понимания, может быть фотки помогут разобраться:

03.

(туннель в сторону города до чистки)

 

04.

(тонкая труба-врезка со своей маленькой задвижкой, на заднем плане штурвал огромной задвижки, еще дальше — вертикальный участок трубы)

05.

(вертикальный участок древней чугунины)

06.

(задвижка, перекрывающая трубу из города)

Было очевидно, что толстые чугунные трубы — это исторический 120-летний водопровод, подключенный раньше к накопительному баку наверху башни (по трубе от реки накачивали воду насосом, по трубе в город она текла за счет высоты башни). Потом их срезали в подвале, оставив торчать два небольших вертикальных участка. Но огромная задвижка на трубе из города и врезка более современной трубой говорили еще и том, что когда-то советские сантехники поленились прокладывать новый участок водопровода для какого-то потребителя и использовали чугунную трубу для транзита. Я посмотрел на все это и сказал: "Очень впечатляюще, но сейчас все это уже не нужно. Можно сломать кувалдой для ускорения уборки." К счастью, ребята не послушали меня. На следующее утро они взяли болгарку и начали резать самую тонкую трубу. И оттуда ударил фонтан! Это настолько расходилось с данными Водоканала, что некоторое время мы ошалело смотрели на набирающуюся воду, предполагая, что стравливается какое-то остаточное давление. Но когда уровень воды в подвале поднялся на метр, а фонтан нисколько не ослаб, стало очевидно, что это — магистральное давление городской системы водоснабжения. Я не буду пересказывать все свои беседы с аварийной службой Водоканала в тот день, но в итоге мне пришлось самому купить и установить дренажный насос, откачать несколько кубов воды (заодно выяснилось, что мой колодец в пристройке принимает и уводит воду на ура), дождаться уже ночью аварийную бригаду. Они даже не стали заморачиваться на поиски отсекающей задвижки: просто вбили в наш надрез деревянный чопик и уехали. Он и по сей день там торчит, его видно на фотке №4 внизу по центру.

Если бы я был рациональным человеком, я просто бы врезался в трубу, никому ничего не говоря. Так как моя труба явно запитана вместе с колонкой, Водоканал даже никогда не узнал бы о том, что я получаю их воду. Но я ответственный дурак, поэтому я договорился с Водоканалом о том, что заключу трехсторонний акт разграничения балансовой ответственности с ними и КемЖД, что сделает меня официальным эксплуатантом шестидесятиметрового участка городского водопровода, выполненного из 120-летней чугунной трубы. Тоже уникальный статус :-)

Ну а пока мы с Тахиром Рафаильевичем сделали врезку пластиковой трубой во врезку стальной трубой в чугунную трубу (hasn't your mind been exploded yet? :-) Пластиковые трубы проходят через новую опорную стенку подвала, которую я отлил из бетона (расскажу об этом в следующем посте), и пока что заканчиваются в штробе на первом уровне башни. Лишние участки старых труб я все-таки спилил. Вернее, сначала пилил болгаркой (сантиметровой толщины чугун очень тяжело пилится, а оборудования для газовой резки у меня нет), потом фигачил кувалдой, потом тащил их наверх электролебедкой…

 

07.

(колено с вертикальным куском)

 

08.

(вот так раньше закрывали торец на колене водопровода)

 

09.

(мой сосед Юрий подгоняет свой чудо-пикап чтобы загрузить колено и сдать его в чермет)

Кстати, я вам еще не рассказывал про моего соседа. Юрий сделал своими руками пикап из Моквича и шестиколесную вездоход-Волгу:

http://instagram.com/p/fepygzopZ3/

Я подозреваю, что в башне скрыт мощный источник психоизлучения.

После уборки я провел в подвал электричество, сделал освещение, установил в отстойной яме дренажный насос и подключил его на постоянную работу (весной, очевидно, подвал начнет затапливать). В итоге пол подвала находится на глубине почти пять метров:

10.

(проем подвала теперь не полтора на полтора метра, а 0,6х1,3, но об этом я подробнее расскажу тоже в следующем посте)

Туннель в сторону города мы прочистили недалеко, он сильно сужается и в нем лежит труба, подающая мне воду. А вот туннель в сторону реки мы откопали на пару метров, вытаскивая грунт мешками. Если зимой будет нечего делать — буду копать дальше. Это нелегко, так как копать надо совочком вполоборота и сидя. Я за день такой работы заработал мощное растяжение связок плеча :-) Но, во-первых, иметь свои подземные ходы — это супер-круто! А во-вторых, я, может быть, разорюсь в будущем на тепловой насос "грунт-вода", протяженный туннель не помешает.