На строительство второго

#40600
NewsNews
Участник
  • Томск

На строительство второго моста (теперь он уже стал третьим), запланированного еще в 1968 году, денег не находилось. Но при каждом обновлении генерального плана города проектировщики подтверждали: этот мост необходим городу.

В 2007-м генплан Томска корректировал петербургский институт «ЭНКО». Тогда третий мост перенесли в сторону улицы Дербышевского. Но плотная многоэтажная жилая застройка на этом месте не позволила вписать подъездные пути к будущему мосту.

Согласно последней редакции генплана, третий мост соединит правый берег через улицу Краснодонскую по двухуровневой эстакаде над проспектом Ленина, и левый — вдоль Сплавного переулка в поселке Нижний склад.

— Для городов с численностью больше пятисот тысяч человек наличие только двух мостов явно не достаточно, — уверен Владимир Коренев, главный архитектор Томска. — Третий мост существовал в генплане Томска еще с 1968 года. Но его местоположение, можно сказать, «плавало» по реке в пределах городской черты, планировщики искали привязку к улично-дорожной сети. После редакции генплана в 2007 году мы окончательно определили это. У левого берега огромный потенциал развития рекреационных территорий, третий мост обеспечит доступность этих территорий для томичей.

— Сегодня третий мост необходим городу как звено малого транспортного кольца с выходом на Беринга и Богашевский тракт. Это позволит существенно разгрузить транспортный поток на участке от Беринга до Смирнова с выходом на АРЗ и улицу Мюнниха. Кроме того, это разгрузит площадь Южную и улицу Нахимова, — считает Андрей Бурлуцкий, старший преподаватель кафедры «Автомобильные дороги» ТГАСУ.

— Пусть пока это только проект, но он даст возможность привлечь федеральное финансирование на строительство. В итоге город получит новую отличную объездную дорогу.

Каким будет третий мост

Первый шаг к тому, чтобы третий мост стал реальностью, а не просто линией в генплане, город сделал в июне прошлого года. Мэр Томска Николай Николайчук подписал соглашение с «Сибмостом»: организация за собственные средства (150 млн рублей) сделала проект моста. Поскольку территориально он находится в центре города, мэр поставил условие: мост не должен повторять уже существующие балочные мосты и должен быть необычным по архитектуре.

Проект заказали петербургской организации «Трансмост», которая разработала, например, проект четвертого моста через Енисей в Красноярске, моста через реку Вах в Стрежевом и другие проекты. Проектировщики решили сделать третий мост вантовым, или подвесным.

Первые два моста в Томске строили привычным способом: на дно реки устанавливали опоры, на которые затем опускали пролетные строения. При этом длина пролета не может превышать 250 метров. На том участке реки, где запланирован третий мост, устанавливать опоры так близко нельзя, иначе во время паводка здесь постоянно будет образовываться ледовый затор.

— Мы разработали проект моста с одним вантовым пролетом по трем причинам, — рассказывает Георгий Андржеевский, главный инженер проектов ОАО «Трансмост». — Во-первых, подвесная конструкция шире, чем балочная. Это позволит сделать больше проезжую часть. Во-вторых, это минимизирует скопления льда во время ледохода. Русло реки в этом районе города очень глубокое, здесь проходит огромное количество льда, поэтому расстояние между опорами должно быть максимальным. В-третьих, вантовый мост — это одно из самых эффектных архитектурных сооружений. В проекте есть и световые решения по оформлению пилона и мостовой конструкции. Уверен, он станет архитектурной изюминкой Томска.

Испытание ветром

В конце августа макет третьего томского моста прошел испытания во французской компании «CSTB», специализирующейся на экспертизе подвесных конструкций. Для этого испытатели разработали модель моста в масштабе 1 к 150. Подобрали соответствующие материалы, которые по своим характеристикам идентичны тем, что будут использоваться при строительстве настоящего моста. Макет установили в аэродинамической трубе. В течение тридцати минут специалисты изучали, какие могут быть деформации, как поведет себя конструкция при ветровых нагрузках в тридцать-шестьдесят метров в секунду. Для сравнения: во время сильнейшего урагана, прошедшего в Томске в июне 2007 года, когда из-за порыва линий электропередач прервалась подача воды в жилые дома, скорость шквалистого ветра составила тридцать метров в секунду.

Испытывать мосты в аэродинамической трубе стали после аварии на Такомском мосту в США в 1940 году. Тогда от ветра скоростью около двадцати метров в секунду провисли боковые пролеты и наклонились пилоны, что привело к разрушению основной части моста. С тех пор аэродинамическая экспертиза проектов вантовых мостов стала обязательной во всем мире. В России такое оборудование есть, но предназначено только для военных испытаний. Поэтому томский мост «проверяли ветром» во Франции. Испытания прошли успешно, и сегодня третий мост отправили на государственную экспертизу — это последний этап при подготовке проекта. Затем готовый проект будут лоббировать в Москве, чтобы получить федеральное финансирование на его строительство.