История гигантсткого 17-метрового снежного квадроцикла… Или попытка вездеходить на колесах по снегу

ИмхоДом Форумы свободная тема История гигантсткого 17-метрового снежного квадроцикла… Или попытка вездеходить на колесах по снегу

  • В этой теме 11 участников и 17 ответов.
Просмотр 18 сообщений - с 1 по 18 (из 18 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #6889
    Капитан ОчевидностьКапитан Очевидность
    Участник
    • Томск

      

    Между мировыми войнами умами многих военных инженеров завладела безумная идея сухопутного крейсера. Еще в 1915 году российский изобретатель всерьез предлагал поставить списанные броненосцы Черноморского флота на гусеницы. Позже концепция «Ландкрейзера» была разработана в фашистской Германии. Гитлер одобрил проект, и фирма Krupp начала работы по созданию танка Р-1000 Ratte (Крыса) – монстра весом в 1000 т с броней в 25 см, корабельными орудиями и дизелями с подводных лодок. «Крысе» не суждено было появиться на свет, но один сухопутный крейсер все-таки был создан в 1939 году, только по другую сторону Атлантики.

    Антарктический мечтатель

    История сохранила имя Snow Cruiser за машиной, построенной американцем Томасом Поултером. Поултер тоже был мечтателем. В 1934 году он участвовал в антарктической экспедиции, которая чуть было не стоила жизни ее руководителю – адмиралу Бэрду. Поултер с третьей попытки смог пробиться к запертому снежной бурей Бэрду на гусеничных тракторах и спасти его. Тогда-то доктор Поултер и загорелся идеей постройки специального антарктического транспорта.

    Thomas C. Poulter

    Thomas C. Poulter

    Конструктор Snow Cruisers Томас Поултер (Thomas C. Poulter).
       
    В США Поултер работал научным руководителем Исследовательского фонда Института брони в Чикаго. Он смог убедить директора фонда в целесообразности своего проекта и коллектив этой организации в течении двух лет разрабатывал конструкцию «антарктического снежного крейсера», как назвал Поултер свое детище.
    Если не считать низких температур, нехватки кислорода и сложного снежно-ледяного покрытия, главной опасностью путешествий по Антарктике были трещины в ледниковом покрове континента, которые зачастую были незаметны под слоем снега или фирна, и потому были особо страшны.

    Главной опасностью путешествий по Антарктике были трещины в ледниковом покрове континента.

    Snow Cruisers

    Поултер решил эту проблему по-кавалерийски: достаточно сделать машину настолько длинной, а свесы настолько большими, чтобы нос «корабля» уже преодолевал трещину к тому моменту, как в нее попадает переднее колесо. Да-да, крейсер передвигался на четырех колесах! Почему Поултер решил избрать такую схему, неизвестно – вероятно, посчитал гусеничные движители избыточными и слишком прожорливыми.

    В 1939 году Поултер смог «зажечь» сенаторов США своей идеей и они согласились финансировать экспедицию по доставке машины в Антарктиду.

    Snow Cruisers

    В 1939 году Поултер презентовал проект «Снежного крейсера» в Конгрессе США, да так, что смог «зажечь» сенаторов этой идеей, и они согласились финансировать экспедицию по доставке машины в Антарктиду. Средства же на постройку «крейсера» – без малого $150 000 (а доллар был тогда примерно в 10 раз «тяжелее») – Поултер смог собрать у неких частных инвесторов.
    Итак, одобрение Конгресса было получено, и экспедиция была назначена на антарктическую весну – 15 ноября 1939 года. Между тем, на дворе было 8 августа. Уникальную машину предстояло построить и доставить на корабль за 11 недель!

    Технологии 1930-х гг.

    Конструктивно «крейсер» Поултера смотрится весьма интересно и сегодня. Он представлял собой пространственную трубчатую раму, обшитую металлическими листами с многослойным утеплением.

    Уникальную машину предстояло построить и доставить на корабль за 11 недель!

    Snow Cruisers

    Четыре колеса были сдвинуты к центру кузова – база равнялась лишь примерно половине общей длины машины. Покрышки диаметром 120 дюймов (больше 3 м) и шириной 33 дюйма были изготовлены фирмой Goodyear из 12-слойной морозостойкой резины.
    Перед передней осью стояли два шестицилиндровых дизеля Cummins объемом 11 л и мощностью по 150 л.с. Они приводили в движение два электрогенератора, а те уже питали четыре электромотора General Electric (по 75 л.с. каждый), стоящие каждый в своей ступице – благо, места в двухметровых ступицах было предостаточно.

    Таким образом, Snow Cruiser был дизель-электрическим гибридом. По такой схеме сейчас делают карьерные самосвалы.

    Подвеска машины была тоже необычной. Она имела, так сказать, регулируемый клиренс. Точнее говоря, колеса могли втягиваться на 1,2 м в арки. Таким образом, во-первых, можно было отогревать резину и очищать ее от намерзшего льда (в колесные ниши подавались горячие выхлопные газы от дизелей), а во-вторых, подобным способом предполагалось преодолевать трещины.

    Подвеска машины была тоже необычной: колеса могли втягиваться на 1,2 м в арки.

    Snow Cruisers

    Сначала Snow Cruiser достает передним свесом до противоположного края трещины, затем втягивает передние колеса в кузов, и, «гребя» только задними, заталкивает переднюю ось на «берег». Затем передние колеса опускаются, а задние, напротив, втягиваются в кузов. Теперь передняя ось должна вытащить машину. Предусматривалось, что эта процедура проходит в 20 приемов (ведь все действия нужно было выполнять вручную) и занимает примерно полтора часа. Кроме того, все четыре колеса были управляемыми – можно было двигаться боком или разворачиваться «на пятачке».

    Покрышки диаметром 120 дюймов (больше 3 м) и шириной 33 дюйма были изготовлены фирмой Goodyear из 12-слойной морозостойкой резины.

    Snow Cruisers

    Snow Cruisers

    Snow Cruisers

         
    Внутри корпуса хватило места не только для машинного отделения, трехместной рубки управления, вынесенной наверх, и топливных баков на 9463 л солярки, но и для пятиместной спальни, кают-компании с креслами, кухни с мойкой и плиткой на четыре конфорки, мастерской со сварочным аппаратом и комнатой для проявки фотографий, склада провизии и снаряжения и двух запасных колес (они располагались в специальном отделении в заднем свесе).

    Внутри корпуса хватило места и для кухни с мойкой и плиткой на четыре конфорки, мастерской, склада провизии и снаряжения…

    Snow Cruisers

    Snow Cruisers

    Snow Cruisers

         
    Мало того, на крыше предполагалось разместить небольшой самолет-биплан, который выполнял бы роль GPS-навигатора для «крейсера». На крыше же хранилось еще 4000 л топлива для самолета. Спускать биплан и поднимать его обратно, а также менять колеса можно было с помощью специальной лебедки, выдвигавшейся из крыши.

    Дорога в порт

    История умалчивает, уходили ли сотрудники завода Pullman с рабочих мест, и как долго они спали. Так или иначе, постройка «сухопутного крейсера» была завершена уже через полтора месяца!

    Конструктивно «крейсер» Поултера представлял собой пространственную трубчатую раму, обшитую металлическими листами с многослойным утеплением.

    Snow Cruisers

    24 октября 1939 года машину впервые завели, и в тот же день она отправилась своим ходом из Чикаго в военный порт Бостона, где уже ждало судно North Star.
    Габариты Snow Cruiser действительно позволяли считать его сухопутным кораблем. Длиной 17 м, шириной больше 6 и высотой от 3,7 до 5 м (в зависимости от положения подвески), он возвышался над толпой неизменно окружавших его зевак, как авианосец возвышается в порту над остальными судами.

    24 октября 1939 г. машину впервые завели, и в тот же день она отправилась своим ходом из Чикаго в военный порт Бостона.

    Snow Cruisers

    Выкрашенному в ярко-красный цвет (чтобы быть заметнее в снегах Антарктиды), ему предстояло проехать в сопровождении полицейских машин 1700 км.

    Snow Cruiser'у предстояло проехать в сопровождении полицейских машин 1700 км.

    Snow Cruisers

    Snow Cruisers

       
    Максимальная скорость крейсера составляла вполне достойные 48 км/ч, но в некоторые повороты в один прием он не вписывался, и не все мосты были способны выдержать массу в 34 т – приходилось объезжать их «низом», попутно форсируя небольшие речки.

    Максимальная скорость крейсера составляла вполне достойные 48 км/ч.

    Snow Cruisers

    Snow Cruisers

    Snow Cruisers

         
    В одной из них Snow Cruiser повредил усилитель рулевого управления, в результате чего провел под мостом три дня в ремонте. В целом при движении по трассе машина показала себя неплохо. По бездорожью, в том числе рыхлому песку, она также передвигалась достаточно уверенно.

    Не все мосты были способны выдержать массу в 34 т – приходилось объезжать их «низом», попутно форсируя небольшие речки.

    Snow Cruisers

    Впрочем, тяжелым офф-роудом «крейсер» не испытывали, ведь главной задачей было прийти в порт вовремя. Если бы Поултер опоздал на погрузку, корабль бы отправился в плавание без него.

    Если бы Поултер опоздал на погрузку, корабль бы отправился в плавание без него.

    Snow Cruisers

    Snow Cruisers

    Snow Cruisers

         
    Однако дорога до Бостона в итоге была преодолена успешно и 12 ноября, за три дня до отплытия, Snow Cruiser прибыл в армейский порт. Для того, чтобы гигантская машина уместилась поперек палубы «Северной Звезды», задняя часть (кожух запасок) была снята.

    Дорога до Бостона была преодолена успешно и 12 ноября, за три дня до отплытия, Snow Cruiser прибыл в армейский порт.
     
    15 ноября 1939 г. корабль отправился к берегам Антарктиды.

    Snow Cruisers

    Поултер самостоятельно заехал по трапу на палубу. 15 ноября 1939 года корабль отправился к берегам Антарктиды.

    Фиаско Поултера

    11 января 1940 года судно причалило к берегу шестого континента в Бухте Китов. Согласно схеме маршрута, нарисованного Поултером для Конгресса, Snow Cruiser должен был пересечь Антарктиду два раза, крест-накрест, объехав почти всю береговую линию и дважды побывав на полюсе. Запаса топлива в баках должно было хватить на 8000 км!

    Согласно схеме маршрута, Snow Cruiser должен был пересечь Антарктиду два раза, крест-накрест, объехав почти всю береговую линию и дважды побывав на полюсе.

    Snow Cruisers

    Для спуска «крейсера» на сушу была построена специальная рампа из дерева. Во время спуска чуть было не случилась катастрофа: одно колесо проломило настил. Но Поултер вовремя надавил на газ и Snow Cruiser успешно съехал на снег.

    Но настоящая катастрофа наступила сразу после этого. Оказалось, что «Снежный крейсер» не предназначен для движения по снегу! 34-тонная махина на четырех абсолютно гладких колесах мгновенно легла на днище. Колеса погрузились в снег на метр и беспомощно вращались, не в силах сдвинуть «крейсер».

    В попытках исправить ситуацию, команда присоединила запасные колеса к передним, увеличив таким образом ширину последних в два раза, а задние колеса одела в цепи. В результате машина оказалась способна хоть как-то двигаться вперед-назад.

    «Снежный крейсер» оказался не приспособленным для движения по снегу!
    Запасные колеса присоединили к передним, задние  одели в цепи, машина хоть как-то смогла двигаться вперед-назад.

    Snow Cruisers

    После ряда тщетных попыток Поултер обнаружил, что при движении задним ходом Snow Cruiser ведет себя гораздо увереннее – сказалось «кривое» распределение массы по осям.
    В путешествие по Антарктиде команда мечтателей Поултера отправилась задним ходом. Кроме того, что колеса без протектора постоянно буксовали, открылись и другие проблемы. Так, гигантские свесы, которые хороши для аэродромных тягачей, в Антарктике оказались помехой – никакой мало-мальски заметный излом поверхности машина преодолеть не могла даже в самом верхнем положении подвески, упираясь в снег носом или хвостом.

    Гигантские свесы оказались помехой – никакой мало-мальски заметный излом поверхности машина преодолеть не могла.

    Snow Cruisers

    Кроме того, двигатели, несмотря на температуру в десятки градусов ниже нуля, постоянно перегревались. После двух недель мучений Поултер бросил свое творение в снегах Антарктиды, распрощался с мечтой объехать весь континент и отправился в США. К тому моменту Snow Cruiser смог проехать лишь 148 километров.

    Советы, Гитлер и инопланетяне

    Остальной экипаж «крейсера» остался жить в нем в качестве научного персонала полярной станции. Snow Cruiser оказался отвратительным внедорожником, зато неплохим домом. Система отопления салона была хорошо продумана. Охлаждающая жидкость и выхлопные газы дизелей циркулировали в специальных каналах, обеспечивая практически комнатную температуру внутри машины, а также растапливали снег в специальном бойлере. Запаса солярки для дизелей и провизии в складе «крейсера» было достаточно на целый год автономного существования.

    После двух недель мучений Поултер бросил свое творение в снегах Антарктиды, проехав лишь 148 километров. Экипаж «крейсера» остался жить в нем в качестве научного персонала полярной станции.

    Snow Cruisers

    Экипаж закрыл «крейсер» деревянными щитами, окончательно превратив его в дом, и занялся научными исследованиями – измерениями космической радиации, проведением сейсмологических экспериментов и т.д. Через несколько месяцев, до наступления антарктической зимы, Snow Cruiser был окончательно оставлен людьми.
    В следующий раз полярники нашли машину в конце 1940 года. Исследовав ее, они пришли к выводу, что она абсолютно работоспособна – нужно лишь накачать колеса и смазать механизмы. Однако США уже вступали во Вторую мировую войну и романтические приключения были не в приоритете.

    В 1958 году международная экспедиция нашла Snow Cruiser.
     
    С тех пор сухопутный крейсер никто не видел.

    Snow Cruisers
    Место обнаружения Snow Cruisers.

    В 1958 году международная экспедиция снова нашла Snow Cruiser. За 18 лет машину занесло несколькими метрами снега, но ее расположение выдавал торчащий на поверхности высокий бамбуковый шест, предусмотрительно установленный экипажем. Измерив количество снега от низа колес, полярники смогли узнать количество выпавших осадков за этот период. В салоне «крейсера» еще лежали сигареты, оставленные американцами.
    С тех пор сухопутный крейсер никто не видел. По одной версии, его занесло снегом окончательно. По другой – он оказался на одном из огромных айсбергов, что ежегодно десятками откалываются от ледяного шельфа Антарктиды, а затем затонул где-то в Южном океане.

    По одной версии, его занесло снегом. По другой – он оказался на одном из огромных айсбергов, что ежегодно десятками откалываются от ледяного шельфа Антарктиды, а затем затонул где-то в Южном океане.

    Snow Cruisers

    Наконец, согласно любимой американцами версии, Snow Cruiser был откопан полярниками из КГБ и увезен в Сибирь для исследований. Тут будет уместным вспомнить о том, что в те же 30-е года в Антарктиде силами военнопленных был создан секретный подземный город «Новая Швабия», в который после войны переправился на подводных лодках Гитлер с верхушкой вермахта. В 1947 году четвертая антарктическая экспедиция адмирала Ричарда Бэрда вступила в бой с летающими тарелками инопланетян, потеряв при этом один корабль и 13 самолетов. А в 1955 году тот же Бэрд встретился на полюсе с цивилизацией атлантов, живущих внутри земного шара…
    Оставим эти домыслы на совести желтых газет. По крайней мере, начало истории сухопутного крейсера, хоть и выглядит фантастикой, было абсолютно реальным. Просто тогда было такое время – мечтателей.
     

    Фото joeld.net, offroad-forum.de

    #88597
    федорфедор
    Участник
    • Томск

    Очень любопытно.И где такие истории берут? Раньше зачитывался журналом "Техника молодежи", но со временем отошел.

    #88598
    VadimVadim
    Хранитель
    • Хозяин Заведения

    Это у нас был застольный спор — можно ли в Сибири обойтись квадроциклом круглый год или нужен снегоход.

    Про зимний режим квадрика ничего интересного не нагуглили, зато нарыбачилась такая  интересная статейка. Предложил Кэпу выложить ее, что он и сделал. 

    Вопрос про зимнюю проходимость квадроцикла не закрыт?  

    За эту неделю дважды вытаскивал (руками, лопатой, обтаптыванием)  гусеничный снегоход из задорожных переметов, убедить меня в высокой проходимости колесной техники по снегу стало еще сложнее )))

    #88599
    ЧарлиЧарли
    Участник
    • Радужный

    У меня колесный  снегоуборщик буксует постоянно.

    Он легкий: всего 90 кг., и поэтому его легко вытаскивать и направлять на работу .

    #88600
    ChevalierChevalier
    Участник
    • Радужный

    Тоже уже давно обдумываю вопрос снегоход vs квадрик. Перекопал на эту тему весь ютуб, выводы ''против'' вкратце такие: квадрик зимой однозначно не рулит, его проходимость по снегу равна проходимости мало-мальски подготовленного внедорожника, а он уже имеется. Поэтому возможность применения квадрика весьма туманна. А снегоход в чистом виде будет использоваться ну очень эпизодически из-за его узкоспециализированности. И посему отваливать кучу бабла за него ну как то тоже не айс… 

    #88601
    VadimVadim
    Хранитель
    • Хозяин Заведения

    Целый класс снегоходов называют утилитарным — доехать до магазина, подвезти до остановки — т.н. каботажные перевозки. Вышел утром — снега по пояс — а ты всегда на коне ))   Джип на высоких колесах жмется в трубу, проторенную трактором.

    Опять же воспитательный момент — молодежь при технике.

    Но главное не в этом — зима не становится "тюрьмой", а вполне открытой для жизни площадкой — едешь куда хочешь, природа доступна.

    В этом смысле квадрик мне непонятен — лазить по грязи (по сравнению с чистым снегом) — имхо удовольствия ноль. Даже одежду потом счищать — что в этом такого интересного? Когда нет снега — велосипед(скутер) становится такой же вседоступной и недорогой приспособой, кроме того на велике и в город можно, и, с оговорками конешн, на работу и т.п.


    Как говорил Кузьма Прутков, "если меня спросят, что полезнее — Солнце или Луна? Отвечу Луна. Ибо Луна светит когда темно, а Солнце светит, когда итак светло " 

    #88602
    АватарDersuUzala
    Участник
    • Томск

    Очень интересная статья! В детстве зачитывался подобным в журналах "Вокруг Света" и "Техника Молодежи". Отношу себя к племени мечтателей Славные были времена… Антарктида… Луна… Марс… эх… 

    #88603
    CardinalCardinal
    Участник
    • Томск

    и тем не менее я хочу себе квадрик ) ездить за шишкой и пр. что там по хозяйству сподобится. только вот непонятно что на него с правами, и можно ли ездить по общим дорогам на окраинах города.

    #88596
    не adminне admin
    Модератор
    • теперь см. Висариoн4

    ничо нельзя. Но все ездят.

    #88604
    ЗаецЗаец
    Участник
    • Иглаково

    хочу себе квадрик ) ездить за шишкой и пр. что там по хозяйству сподобится …

    Имхо — чухня. За шишкой лучше и бюджетней нивы не найдешь. Или владимрец если найдешь  А в хозяйстве квадрик — как Зайцу стоп сигнал на левую ногу.

    А снегоход — весчь. Правда очень дорогая. Реально везде прет. При достаточном опыте естественно. Управляется почти как лодка. Санки тащит, но не глиссирует.

    Был момент в жизни; познал что может быть лучше снегохода )))))))))))))) Будете смеяться  — ДТ 75. Я был просто в трансе. Сзади к кабине приделали доску для стояния 1, 2 человек (охотиться или так балду бить). Пару чел в кабину. Высоко стоять очень клево. И едет плавно; буквально плывет. Красиво — жутко: по бокам волны снега поднимаются, сзади — фонтанчики. Проходимость — сами понимаете без комментариев. После дня покатушек затрелевали штуки четыре сухих кедровых лесины метров по тридцать. Скорость почти не упала. Только наверху уже было прохладно к ночи; пришлось в кабине тесниться троим.

    #88605
    CardinalCardinal
    Участник
    • Томск

    на ниву надо права получать, а это еще то гемор + потом всякие то, каски и прочая хрень. опять же гараж — хотя он наверное и так нужен (всякие поделия в нем творить). опять же квадрик меньше, соотв. пролазиемость в условиях леса получше

    #88606
    АватарAleks_70
    Участник
    • Томск

    На снегоход тоже права нужны. Если была открыта категория А автомобильная (всмысле мотоциклетная) помоему до 2000 г., то снегоходная открывается автоматически в гостехнадзоре. Насчет везде прет — не совсем согласен, в особенности при проезде переметов, какие были прошлой зимой. Там  и руками, и лопатой, и обтаптыванием. Также если при большом снеге сошел с бураницы, то встать обратно на нее бывает проблематично. 

    На квадрике особо не гонял, но как мне видится проблема езды по лесным дорогам — это набитая колея, в которую квадрик по своей ширине не влазит, а держаться рядом с ней не всегда получается. ИХМО

    #88607
    ЗаецЗаец
    Участник
    • Иглаково

    при проезде переметов, какие были прошлой зимой. Там  и руками, и лопатой, и обтаптыванием. Также если при большом снеге сошел с бураницы, то встать обратно на нее бывает проблематично.

    Снегоход снегоходу — рознь. Есть снегики, которые идут везде (в прямом смысле); абсолютно по любому снегу, по любым переметам, на любую горку, 2..3 чела, по асфальту, по кустам, по льду, …. . Никаких буранниц не надо. Проблема только в его ценнике.

    #88608
    АватарAleks_70
    Участник
    • Томск

    У меня ямаха викинг. В принципе больше ни на чем не ездил. Но мне сложно предположить, чем будет лучше снегоход с большим ценником, когда, к примеру, одна лыжа провалилась в рыхлый снег, а другая нет. Поддать газку заранее, при проезде перемета, приведет  к опрокидыванию. Включение задней скорости к зарыванию гусянки в снег. Возможно на более дорогих моделях площадь опирания на снег гусянки и лыж больше и поэтому с ними таких проблем меньше, но их все равно не избежать. Да, не кстати, они и весят по боле.

    А так да, при нынешнем снежном покрове можно тальник не объезжать, если не жалко пластик.

     

    #88609
    ЗаецЗаец
    Участник
    • Иглаково

    Возможно на более дорогих моделях площадь опирания на снег гусянки и лыж больше …

    Типа того. Они вообще больше и длиннее. И ямахи (как мне обьянили), это не для охоты и прочей лесной езды.Они короткие и резвые. И для драйва. Проф(типа)снегики практически нигде не вязнут. По крайней мере за пару десятков поездок зарюхивались только от борзости; в оврагах и буреломах. Спасала лебедка. Это действительно вездеходы. Но прокладку между сиденьем и рулем все равно никто не отменял.

    #88610
    Pilot6Pilot6
    Участник
    • Томск

    Имея в удостоверении категории А и В, тем не менее в Гостехнадзоре пришлось получать удостоверение с категорией А1(тракторист). Теория, практика и сдача экзамена. 5000 руб. Категория на снегоходы и квадрики.

    #88611
    CardinalCardinal
    Участник
    • Томск

    а если нет вообще ВУ? цена та же? )

    #88612
    Pilot6Pilot6
    Участник
    • Томск

    Наличие водительского удостоверения обязательно. Также нужна справка об административных нарушениях из ГАИ. Стоимость обучения снеговик/квадрик 5000 руб.

Просмотр 18 сообщений - с 1 по 18 (из 18 всего)
  • Отвечать могут только зарегистрированные пользователи. Регистрацию можно получить в разделе "Клубная регистрация" или напишите ответ на вопрос "ЗАЧЕМ вам сюда?" на info(собака)imhodom.ru