Все знают как снизить трение в шарнире — надо нахреначить туда смазки. Но бывают и обратные случаи, когда наоборот требуется увеличить трение. Например, шаровый шарнир на котором висит салонное зеркало заднего вида в автомобиле. Там фиксация зеркала в нужном положение делается только за счет трения. Проблема такая обычно решается просто.
Берем канифоль, растворяем в спирте и получаем… Да да, спиртоканифольный флюс. Им можно не только паять, но и смазывать трущиеся части. После испарения спирта они будут покрыты тонким слоем канифоли, а у канифоли огромный коэффициент трения. Вот, собственно, и все.
Главное только при этом учитывать тот момент, что после высыхания канифоль сработает как клей, склеив половинки шарнира и это может быть чревато тем, что при попытке сорвать эту склейку вы сломаете что-нибудь. Поэтому при высыхании спирта, если прочность конструкции вызывает сомнения, надо не давать шарниру застаиваться и постоянно его шевелить.
Канифоль вообще вещь многозначительная. Ею пользуются балерины, что б не упасть, скрипачи (что б смычек подтянуть), лифтеры обрабатывают тормозные колодки…