Перенесли дорожную канаву прямо под забор участка
Дренажная канава идет вдоль дороги. Весной ее почистили и углубили для водоотвода. Получилась нехорошая картина: частично откосы канавы залезли на участки, а сама канава идет прямо у границ участков. Дорога относится к пятой категории, а ее сделали четвертой.
По замерам получилось, что дорожное полотно увеличено на 2–2,5 м. Куда жаловаться, на что ссылаться?
2 Ответы
как вы определили что категория поменялась? по документам?
вообще не совсем понятно на что вы собрались жаловаться?
на улучшение дороги????
типа «теперь можно разъехаться двум машинам, непорядок, заузьте обратно?»
если откос канавы реально заходит на ваш участок, и при этом вы не хотите чтобы с вашего участка вода стекала в канаву — вбейте по своей границе колышки и постройте перегородку. Ваше право.
так течь должно в канаву? участок же не может быть ниже канавы?
тогда реально надо изнутри вдоль забора отсыпать глиной дамбу
Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию регулируются законодательством о градостроительной деятельности (ч. 1 ст. 4 Градостроительного кодекса РФ, далее – ГрК РФ).
Что называется автомобильной дорогой?
Автомобильная дорога является линейным объектом транспортной инфраструктуры, предназначенным для движения транспортных средств и включающим в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью (п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ и п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее – Закон об автомобильных дорогах).
Классификации автомобильных дорог
Классификации автомобильных дорог можно посмотреть в ст. 5 Закона об автомобильных дорогах. Дороги подразделяются в зависимости:
- от их значения: на федеральные, региональные, местного значения и частные автомобильные дороги;
- от вида разрешенного использования: на автомобильные дороги общего и автомобильные дороги необщего пользования.
К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц (ч. 3 ст. 5 Закона об автомобильных дорогах).
К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд (ч. 4 ст. 5 Закона об автомобильных дорогах).
Классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 18 ст. 5 Закона об автомобильных дорогах).
В каких случаях обязательна подготовка документации по планировке территории при реконструкции линейного объекта?
В обязательном порядке, когда планируются строительство, реконструкция линейного объекта, требуется подготовка документации по планировке территории (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов) (п. 5 ч. 3 ст. 41 ГрК РФ).
Документация по планировке территории оформляется в виде проекта планировки и (или) проекта межевания территории (ч. 4 ст. 41 ГрК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 45 ГрК РФ «решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи».
Что такое красные линии?
Также подготовка документации по планировке территории является обязательной при установлении, изменении или отмене красных линий (п. 2 ч. 3 ст. 41 ГрК РФ).
Красными линиями называются линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (п. 11 ст. 1 ГрК РФ).
Согласно п. 12 ст. 1 ГРК РФ территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях РФ содержит действующая с 1 июля 1989 г. Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденная постановлением Госстроя России от 06.04.1998 № 18-30 (далее – Инструкция), в п. 3.4 которой указано, что красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений.
Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения, и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов (п. 4.1 Инструкции).
Корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения (п. 4.6 Инструкции).
Контроль за соблюдением красных линий осуществляют местные органы архитектуры и градостроительства (п. 6.1 Инструкции).
Что такое система дорожного водоотвода?
Система дорожного водоотвода представляет из себя целый комплекс инженерных сооружений, предназначенных для отвода поверхностных и подземных (грунтовых) вод с автомобильных дорог с целью обеспечения надежной и безопасной работы всех сооружений и конструктивных элементов: обеспечения устойчивости земляного полотна, прочности дорожной одежды.
Боковые продольные канавы (кюветы), проходящие вдоль земляного полотна насыпи для сбора и отвода воды с поверхности дорог, также входят в систему поверхностного водоотвода, необходимость в прокладке и технические параметры которых строго регламентированы разнообразными сводами правил (ранее именуемые СНиП), требования которых конкретизируются и дополняются с учетом региональных особенностей в региональных и местных нормативах градостроительного проектирования, утвержденных в установленном порядке.
Какими документами установлены нормы проектирования автомобильных дорог в населенном пункте?
Если интересующая автора вопроса автомобильная дорога расположена в населенном пункте, то нормы проектирования участков дорог принимают в зависимости от назначенной категории в соответствии со сводом правил СП 34.13330.2012 «СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги», утвержденным приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 266, или по своду правил СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденному приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр (далее – СП 42.13330.2016), который распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских муниципальных образований на территории Российской Федерации и содержит основные требования к их планировке и застройке.
С момента ввода в действие 1 июля 2017 г. требования СП 42.13330.2016 предъявляются к вновь разрабатываемой градостроительной и проектной документации (п. 1.3 СП 42.13330.2016).
Следует сказать, что свод правил СП 42.13330.2016 в настоящий момент включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный постановлением Правительства от 28.05.2021 № 815. Данный перечень содержит своды правил, обязательных к применению с 1 сентября 2021 г.).
Также отметим, что с 1 сентября 2022 г. СП 42.13330.2016 будет исключен из указанного перечня обязательных к применению сводов правил (см. пп. «г» п. 2 Изменений, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2021 г. № 815, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.05.2022 № 914).
Согласно п. 3.37 СП 42.13330.2016 улицы и дороги различных категорий включаются в улично-дорожную сеть (УДС), при этом границы УДС закрепляются красными линиями, а территория, занимаемая УДС, относится к землям общего пользования транспортного назначения.
Городские и сельские поселения проектируются с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, в том числе в документах территориального планирования муниципальных образований (п. 4.1 СП 42.13330.2016).
Организация системы отвода поверхностного стока с улиц и дорог должна соответствовать требованиям п. 13.3 СП 42.13330.2016, где указано, что применение открытых водоотводящих устройств – канав, кюветов, лотков допускается в районах одно-, двухэтажной застройки и сельских поселениях, а также на территории парков с устройством мостиков или труб на пересечении с улицами, дорогами, проездами и тротуарами. В городах, как правило, предусматривают дождевую канализацию закрытого типа с предварительной очисткой стока.
Ширина улиц и дорог в красных линиях принимается: магистральных дорог – 50–100 м; магистральных улиц – 40–100 м; улиц и дорог местного значения – 15–30 м (п. 1 примеч. п. 11.5 СП 42.13330.2016).
2 февраля 2019 г. впервые был введен свод правил СП 396.1325800.2018 «Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования», утвержденный приказом Минстроя России от 01.08.2018 № 474/пр (далее – СП 396.1325800.2018), который распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих улиц и дорог населенных пунктов, а также на капитальный ремонт существующих улиц и дорог населенных пунктов.
Согласно п. 5.1.8 СП 396.1325800.2018 в составе проектов планировки территории должны быть определены параметры сети улиц и дорог, в том числе количество и ширина проезжих частей, количество и ширина полос движения, ширина тротуаров и т.д.
Какими документами установлены нормы проектирования автомобильных дорог вне населенного пункта?
Если интересующая автора вопроса автомобильная дорога расположена не в черте населенного пункта, то следует ознакомиться с впервые введенным в действие с 1 сентября 2021 г. Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 59611-2021 «Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию», утвержденным приказом Росстандарта от 05.08.2021 № 689-ст (далее – ГОСТ Р 59611-2021).
Этот стандарт распространяется на автомобильные дороги общего пользования и устанавливает требования к проектированию системы поверхностного и подземного водоотвода при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте.
В разд. 6.2 ГОСТ Р 59611-2021 изложены требования к проектированию боковых продольных канав, кюветов.
Так, например, при ширине земляного полотна более 11 м боковые продольные канавы и кюветы должны иметь глубину в пределах от 0,5 до 1,2 м. при ширине 11 м и менее – от 0,4 до 0,9 м. Нижний предел глубины принимается для песчаных и супесчаных грунтов, верхний – для суглинистых и глин (п. 6.2.16 ГОСТ Р 59611-2021).
Напоминаем, что ГОСТ Р 59611-2021 не распространяется на автомобильные дороги в населенных пунктах, автомобильные дороги в вечномерзлых грунтах и автомобильные дороги с низкой интенсивностью движения.
Подводя итог вышеизложенному, автору вопроса можно обратиться в местную администрацию с официальным запросом по интересующим его вопросам, а далее уже действовать по ситуации.
Также в местной администрации можно попросить взглянуть на утвержденный проект планировки и (или) проект межевания территории и выяснить: осуществлялась ли корректировка красных линий по решению местной администрации, которая могла утверждаться в связи с изменением градостроительной ситуации в результате проведенной реконструкции автодороги и изменения ее категории.
Как указывает автор, после чистки дорожного водоотвода «частично откосы канавы залезли на участки». В конкретном случае важно убедиться, что установленные красные линии не находятся в границах земельных участков, расположенных с автодорогой, чтобы исключить риск ограничения или лишения прав владельцев на эти участки.
Чтобы исключить ситуации, когда красные линии проходят через территорию граничащих с автодорогой земельных участков, каждый из их владельцев может заказать градостроительный план своего земельного участка в местном органе самоуправления, в отделе архитектуры и градостроительства.
Участок просто ниже дороги и теперь все течет к нам. О смене категории дороги узнал в администрации.