Томск можно назвать городом тысячи родников. Именно столько их располагается на его территории. Родники можно найти в парках, скверах, в лесных массивах. Встречаются они повсюду и в жилых микрорайонах, например, на Степановке и на Черемошниках.
Изучением томских родников еще с 70-х городов прошлого века занимается ученый-гидрогеолог, нефтяник, кандидат геолого-минералогических наук, доцент Томского политехнического университета Александр Дмитриевич Назаров. Городскими родниками он заинтересовался в свои студенческие годы, изучая город, в который приехал учиться. А потом, как рассказывает дочь ученого Олеся Назарова, они стали его «профессиональным хобби». Став преподавателем, Александр Дмитриевич включил родники в гидрогеологические практики студентов, что позволило изучить практически весь город и собрать за десятилетия работы огромный материал.
В 2004 году на основе многолетних и новых исследований, для визуализации результатов, им была составлена уникальная «Карта родниково-ландшафтных зон и родников Томска». Задачу получить систематизированную информацию по родниковой системе на территории города поставил Виктор Кресс, занимавший в то время пост губернатора региона. Подчеркивалось, что важно оценить родники и родниковые поля как основу градообразующего ландшафта с целью их охраны и использования.
При выполнении работ по контракту выяснилось, что Томск богат родниками – на его территории их находится более тысячи. Есть отдельные небольшие родники, а есть целые ландшафтно-родниковые зоны, например, такие, как в Михайловской роще и возле Университетского озера.
«Изучение родниковой системы города и составление ее карты стало исключительным, на тот момент, даже в масштабах страны, мероприятием. Не знаю, проводились ли еще в каком-то городе подобные исследования, хотя систематическое обустройство родников проводится во многих городах – в Москве, Саратове, Оренбурге, Кемерове. Важно, что эти вопросы были подняты на уровне региональной власти. Сейчас благоустройство родников, то, что делает папа, больше воспринимается как волонтерская деятельность. И это здорово, что люди помогают. Но ведь это важный вопрос для города. Родники нужно учитывать при строительстве домов, чтобы, купив квартиру, люди не столкнулись, например, с тем, что у них топит подвал. Они могут стать важным элементом благоустройства, вокруг можно создать зоны отдыха. Сейчас в районе Университетского озера уничтожаются родники, а ведь их можно было бы как-то использовать. Черемошники и Степановка, где родники бегут по параллельным переулкам, могут даже превратиться в мини-Амстердамы, если там все красиво и грамотно обустроить. А эти вопросы выходят далеко за рамки волонтерской деятельности, здесь уже речь о городском благоустройстве, о градостроительной политике»,
– рассказывает Олеся Назарова.
На фото: родник «Флоринский» возле Университетского озера
Философ, Юрист, Алена, Оксана: какие имена носят томские родники
Созданием натурных макетов обустройства ландшафтно-родниковых зон Александр Дмитриевич Назаров занимается с 2013 года. Благодаря ему, авторские зоны отдыха появились возле Университетского озера и вдоль университетских родников, в Михайловской роще, на Обрубе. Изучал и обустраивал родники он и в других районах города, например, в поселке Светлый. В настоящее время в работе у ученого — почти сто родников. Он наблюдает за каждым из них в течение года, как родник ведет себя зимой, весной, летом и осенью, делает анализы, ремонтирует созданные каптажи.
Все родники для Александра Дмитриевича – особенные. Неслучайно каждому он дает свое имя. Иногда названия родников связаны с историей Томска, со знаменитыми людьми. Например, родники, питающие Университетское озеро, носят имена «Флоринский», «Леман», «Крылов», «Сергиевский». Еще один назван «Староводозаборный», он располагается на месте, где находится водосборная камера первого томского водопровода.
На холмистом восточном берегу Университетского озера расположились также родники «Философ» и «Юрист». Рядом находится четвертый корпус ТГУ, где располагаются эти факультеты. Часто свои имена родники получают в честь определенных людей. Как, например, «Оксанин ключ» — по имени одной из дочерей Александра Назарова или «Алена» — так зовут его помощницу. Есть на берегу озера Университетское родник «Волонтер» – в честь волонтеров, которые помогают ученому.
«Я знала, что папа в душе романтик и поэт. По праздникам мы с сестрой и мамой получали в подарок открытки, на которых папа писал для нас стихи, для каждой – свои… Но особенно отчетливо поняла это, когда увидела результаты его работы. Человек возится в грязи, ищет доски, бревна, трубы, тащит все это на себе, а потом, благодаря его труду, возникают чистые водоемы и водопадики, которыми нельзя не любоваться. Еще появляются «ласточкины гнезда», то есть, видовые точки, места, откуда по-новому открываются водоемы и город»,
– говорит Олеся Назарова.
Родник «Магистратский» на Обрубе (фото Е. Юшкеевой, предоставлено О. Назаровой)
Информационный стенд на Обрубе (фото Е. Юшкеевой, предоставлено О. Назаровой)
Университетское озеро и «самый богатый» томский пенсионер
Одна из ландшафтно-родниковых зон в Томске находится возле Университетского озера и Политехнического пруда. Рядом с ними на четырех уровнях выходят из-под земли почти сорок родников, питающих озеро Университетское. Все родники разные, есть совсем маленькие, которые не сразу заметны. Есть те, которые выходят на поверхность почти у самой земли, и их тоже трудно увидеть. А есть достаточно крупные, например, один из родников — Университетский — способен обеспечить водой деревню из 800 человек. За счет проточной родниковой воды озеро не застаивается, не заболачивается, там сохраняется жизнь.
На фото: деревянная тропа к родникам возле Университетского озера.
В 2020 году вдоль исторических университетских родников, Александр Дмитриевич построил деревянный тротуар. Получился настоящий экскурсионный маршрут. Оказавшись там, трудно поверить, что находишься в центре города, в двух шагах от Томского государственного и от Томского политехнического университетов, от Московского тракта и проспекта Ленина. Длина тротуара — примерно 600 метров, более 500 из них ученый построил своими силами, обустроить часть тропы, а также переносить бревна и доски, помогли волонтеры. С материалами помог томский предприниматель Родион Кудин.
«У него своя пилорама, на меня вышла его жена и спросила, нужны ли нам доски. Раньше Александр Дмитриевич сам искал материалы, в прямом смысле, на улицах, я ему помогала. Так что, это было огромное счастье, когда нам предоставили доски и бревна. Чтобы сделать такой тротуар, потребовалось около шести тысяч досок и почти 20 тысяч гвоздей. Масштаб расходов трудно представить, он огромен. Папа иногда в шутку называет себя «самым богатым пенсионером в городе», так как спонсирует благоустройство родников. Этой работой он занялся, когда ему было уже 75 лет. Я стараюсь помогать ему, привлекать внимание к тому, что он делает»,
– рассказывает Олеся Назарова.
На фото: родник «Ключевской» в Михайловской роще.
Солидная помощь от случайного прохожего во время работы в Михайловской роще (фото О. Назаровой).
Еще один предприниматель помог установить десять солидных скамеек возле Университетского озера. Но, к сожалению, бывают и обратные истории, когда обустроенные родники разрушают. С вандализмом, например, столкнулись в Михайловской роще.
«Меня потрясают люди, которые видят, что работает пожилой человек, видят, какой это тяжелый труд, сделать так, чтобы было красиво, а потом берут и ломают. И не всегда портят что-то подростки, которым бывает просто интересно проверить конструкцию на прочность. Расшатать и выдернуть скамейку могут вполне взрослые люди лет 50-ти, которые просто выбрасывают ее со склона или уносят домой. Папе пришлось даже придумать «антивандальное приспособление». Лавочка вкапывается глубже в землю, ножки соединяет перекладина, которая сначала засыпается камнями или бетонируется и только потом заваливается землей»,
– говорит Олеся Назарова.
«Родниковый бренд» и информация для туристов
Родники могут стать еще одним туристическим брендом Томска. По словам Олеси Назаровой, такой опыт есть во многих городах и странах. Люди поедут в наш город, чтобы посмотреть на красиво обустроенные ландшафтно-родниковые зоны. Но часто и сами горожане не представляют, какая красота скрывается совсем рядом. Увидеть ее можно, если чуть-чуть отойти в сторону от центральных улиц.
«Помню, мы с папой шли по проспекту Ленина и вдруг он потянул меня в какую-то дыру в заборе. Мы будто очутились в другом мире, тут природа, тишина. Тогда еще к родникам вела просто лежневка, настоящая экотропа, сделанная из наваленных веток. Мы вышли на берег Политехнического пруда, я увидела каскад воды по 5 лоткам со склона, и просто ахнула, какая красота вокруг»,
– вспоминает Олеся Назарова.
За свою волонтерскую работу, за личные заслуги в развитии науки и образования Александр Дмитриевич награжден Почетным знаком «За заслуги перед Городом Томском». Об этом было объявлено на собрании городской думы в октябре. Сам ученый говорит, что занимается обустройством родников, чтобы люди не бежали из города, чтобы им было уютно и хорошо рядом с домом. То есть, чтобы в Томске были места, где можно было отдохнуть у воды, помечтать и даже организовать там небольшой концерт.
Родник «Воскресенский» (фото Е. Юшкеевой, предоставлено О. Назаровой)
За годы работы «в поле» и лабораториях, в библиотеках и в Государственном архиве Томской области Александр Назаров собрал много информации о томских родниках. Некоторые факты представлены на информационных стендах рядом с обустроенными родниками. Часть информации Олеся Назарова публикует на своей страничке в Инстаграм.
Очистка русла родника от осоки в Михайловской роще (фото О. Назаровой).
В сотрудничестве с архитектором-волонтером Анастасией Гаммершмидт Александр Дмитриевич разработал эскизы обустройства зеленой набережной Ушайки в районе улицы Обруб и восточного, родникового, берега Университетского озера. Ознакомиться с проектом можно на странице сервиса «Активный житель».
«Хочется создать сайт, где можно было бы опубликовать все материалы и фотографии, чтобы люди могли спокойно почитать, узнать о родниках и об их авторском обустройстве, о проблемах функционирования воды в техногенных системах и науке «урбогидрогеологии». Вода — наиболее ранимый и социально значимый природный сырьевой объект. Нашей с папой и волонтерами мечтой стало обустройство первых 100 родников и открытие Первого в Сибири Музея Воды!»,
– говорит Олеся Назарова.
Пруд в месте слияния ручьев в Мизайловской роще (фото В. Липатова, предоставлено О. Назаровой)
Роговская ландшафтно-родниковая зона в Михайловской роще (фото В. Липатова, предоставлено О. Назаровой).