Плотники Сибири — секреты кержаков и староверов

ИмхоДом Форумы свободная тема Плотники Сибири — секреты кержаков и староверов

Помечено: 

Просмотр 17 сообщений - с 26 по 42 (из 42 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #499244
    НейманНейман
    Застройщик
    • Луна

    Ума не приложу, как наши предки умудрялись топить такие деревянные замки!?


    Предполагаю, что такие дома строились сразу на несколько семей (по старому укладу, когда половина детей спали под лавками), т. к. раньше вполне нормой была изба в 30 м2.
    Или значительная часть этих домов оставалась неотапливаемой? Но по идее неотапливаемая часть ведь должна гнить и плесневеть…

    И ладно бы там это где-то на кубанщине, но это чаще всего была Архангельская область, где холодина еще бОльшая, чем в той же Московской области, в которой строились, как я называю, «кастрированные» архангельские дома, т. е. с той же светёлкой (светлицей), но дома были значительно меньших размеров.


    В том доме, который я взял в качестве примера (120 м2) вообще нахрен целых 3 печи… Их что, топили одновременно что ли? И это почти стандарт, таких домов много… при этом печи располагаются в отдельных комнатах, причем комнаты изолированные!
    Сине-красные квадратики на схеме — это печи.

    Ground control to major Tom!

    #499256
    СанычСаныч
    Застройщик
    • Родионово

    Да легко топили… Так же как и сейчас… Зажиточные люди, которые могут себе позволить прислугу для обслуживания дома — не мелочатся. Крестьяне тебе за рубль легко дров заготовят на пару зим, Васька будет топить круглые сутки, Фроська убираться и пироги стряпать… Дом таких размеров не мог себе позволить простой крестьянин или рабочий….  А Цари и короли могли позволить себе замки….

    Время идёт, но ничего не меняется. Меняются только масштабы….

    #499258
    НейманНейман
    Застройщик
    • Луна

    Это все понятно. Но данный дом стоит в деревне Архангельской, состоящей сплошь из таких домов.

    На чем они там наваривались — рыба только и пушнина, сельское хозяйство почти не развито… Леса правда навалом и забесплатно.

    Своих домочадцев что ли припрягали??

     

    Ground control to major Tom!

    #499259
    МальцевМальцев
    Застройщик
    • Московский тракт

    Очень все объясняющее фото из Архангельска сейчас.

    Составьте рассказ по картинке:

    #499260
    СанычСаныч
    Застройщик
    • Родионово

    Это все понятно. Но данный дом стоит в деревне Архангельской, состоящей сплошь из таких домов. На чем они там наваривались — рыба только и пушнина, сельское хозяйство почти не развито… Леса правда навалом и забесплатно. Своих домочадцев что ли припрягали??

    Там, где есть те, кто способен предоставить работу и платить за это деньги — там и будут люди, способные работать и желающие зарабатывать. Можно сказать, что это мож и были зачатки трудовой миграции и термина «гастробайтер»….

    #499356
    ЮрычЮрыч
    Модератор

    В том доме, который я взял в качестве примера (120 м2) вообще нахрен целых 3 печи… Их что, топили одновременно что ли? И это почти стандарт, таких домов много… при этом печи располагаются в отдельных комнатах, причем комнаты изолированные! Сине-красные квадратики на схеме — это печи.

    У меня у бабушки, в Киргизии три комнаты дом, в центре зал, и в каждую сторону по спальне, между  комнатами колонная печь из кирпича, обогревает комнату и зал, то есть на три комнаты две печки. На кухне своя печь для готовки была.

    #502869
    ЯкутЯкут
    Застройщик

    Строят ли в Сибири дома на лиственных окладах?   в Якутии это довольно распостранено (вместо цоколей), даже кирпичную кладку кладут

    #502871
    notynoty
    Застройщик
    • Радужный

    В Якутии вечная мерзлота, там морозильник то вырыть сколько сил надо).  На листвянках много домов в Томской обл. тоже стоят, особенно на болотистых грунтах. На непучинистых грунтах тоже кладут цоколь из кирпича на грунт и далее возводят избы. Сейчас не видил кто так строит, все на фундаментах, на сваях и т.д. дерево уже на грунт не укладывают.

    #506723
    День за днемДень за днем
    Застройщик

    Оживим тему заметкой про Сибирских Чалдонов

    Так называли коренное русское население Сибири, а также их потомков. Когда точно они там начали заселяться — доподлинно не известно. Среди челдонов до сих пор бытуют передающиеся от предков из рода в род легенды про их жизнь в Сибири еще до прихода Ермака, и в принципе этому есть даже какие-то косвенные подтверждения .

    Сибиряк-старожил, челдон. Новосибирская область, Карасукский р-он. Начало XX века. Автор фото - Круковский М.А.
    Сибиряк-старожил, челдон. Новосибирская область, Карасукский р-он. Начало XX века. Автор фото — Круковский М.А.

    Что любопытно, в 1866 году в словаре В. И. Даля было указано, что челдон — это бродяга, беглый, варнак, каторжник, а слово это заимствовано из монгольского языка.

    Сибиряк-старожил, челдон. Новосибирская область, Карасукский р-он. Начало XX века. Круковский М.А.
    Сибиряк-старожил, челдон. Новосибирская область, Карасукский р-он. Начало XX века. Круковский М.А.

    Cтаринные фотографии челдонов. Все фото взяты с сайта Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) Российской академии наук.

    Группа русских старожилов. Русские. Алтай, Шебалинский р-он (Ойротская АО Шебалиснкого аймака), первая четверть ХХ в.
    Группа русских старожилов. Русские. Алтай, Шебалинский р-он (Ойротская АО Шебалиснкого аймака), первая четверть ХХ в.
    Семья богатого челдона. Русские. Новосибирская область, Карасукский р-он. Начало XX века. Круковский М.А.
    Семья богатого челдона. Русские. Новосибирская область, Карасукский р-он. Начало XX века. Круковский М.А.
    Групповой портрет купцов и промышленников в селе Казачьем. На фото присутствуют якуты, тунгусы, а также русские старожилы Сибири. Якутия (Саха), с. Казачье, конец XIX в.
    Групповой портрет купцов и промышленников в селе Казачьем. На фото присутствуют якуты, тунгусы, а также русские старожилы Сибири. Якутия (Саха), с. Казачье, конец XIX в.

    Зато есть кое-какие виды их поселений. Выглядели они очень прилично: дома хорошие.

    Вид села Тутура. Русские старожилы Сибири. Иркутская область, вторая половина XIX в.
    Вид села Тутура. Русские старожилы Сибири. Иркутская область, вторая половина XIX в.
    Дом зажиточного сибиряка-старожила (охотника-промышленника). Омская область, Тевризский р-он. 1927, автор - Шухов И.Н.
    Дом зажиточного сибиряка-старожила (охотника-промышленника). Омская область, Тевризский р-он. 1927, автор — Шухов И.Н.
    Дом богатого старожила в селе Знаменка. Алтайский край. Начало XX века. Круковский М.А.
    Дом богатого старожила в селе Знаменка. Алтайский край. Начало XX века. Круковский М.А.

    А это бани у реки.

    Бани старожилов. Русские. Западная Сибирь. Алтайский край (Кузнецкий уезд). Начало XX века. Круковский М.А.
    Бани старожилов. Русские. Западная Сибирь. Алтайский край (Кузнецкий уезд). Начало XX века. Круковский М.А.
    Начатая постройка поселка переселенцев, не приписанных к участкам, разрушенная старожилами. Новосибирская область, Карасукский р-он. Начало XX века. Круковский М.А.
    Начатая постройка поселка переселенцев, не приписанных к участкам, разрушенная старожилами. Новосибирская область, Карасукский р-он. Начало XX века. Круковский М.А.

    Видимо, старожилы не очень-то радовались очередным потокам новых переселенцев.

    Интересно, что сто лет назад белорусы активно переезжали в Сибирь (не только в ссылку, а по личному желанию)

    Жил в прошлом веке один довольно известный писатель, охотовед, профессор, член-корреспондент Академии сельскохозяйственных наук — Шухов Иннокентий Николаевич.В 1928-1930 годах по заданию музея антропологии и этнографии АН СССР он ездил по Омскому, Тарскому, Ишимскому и Тобольскому округу и изучал жизнь коми-зырян и русских старообрядцев, в результате опубликовав большой этнографический очерк о переселенцах.

    Так вот, читая его статьи, я отметила интересный факт. Оказывается, в Западную Сибирь, помимо зырян и русских старообрядцев, очень активно переселялись белорусы, хотя казалось бы, где Беларусь, а где Тарский район.

    Вообще очень неожиданный национальный состав Сибирских жителей был отмечен Шуховым.

    Зыряне Тарского округа
    Зыряне Тарского округа

    Это были (в списке они представлены от большего числа к меньшему):

    Русские
    Белорусы
    Татары
    Украинцы, Поляки, Чуваши, Эстонцы, Латыши, Финны…
    Зыряне
    Мордва
    Цыгане
    Евреи, грузины, румыны, черемисы, черкесы.
    Остяки и тунгусы.

    Кочевые эвенки Тарского района
    Кочевые эвенки Тарского района

    Причем, в разных районах национальный состав различался, где то было больше всего зырян, где-то белорусов, где-то русских старожил, и так далее.

    Сибиряк-промышленник в полном охотничьем снаряжении, с собакой. Русские. Омская обл., Тевризский р-он. 1927
    Сибиряк-промышленник в полном охотничьем снаряжении, с собакой. Русские. Омская обл., Тевризский р-он. 1927

    Интересны причины переселения именно белорусов. Конечно это была и ссылка. Например, после разгрома восстания на территории Польши и западной части нынешней Беларуси в 1830-1831 годах (в котором участвовали и поляки, и белорусские шляхтичи) многие участники событий оказались в ссылке в Сибири. Еще одна волна ссыльных была связана с восстанием в 1863-1864 годов, когда в Сибирь вновь потянулись поляки и белорусы.

    Но ехали и добровольно. Множество выходцев из белорусских земель, на этот раз крестьян, оказалось в Сибири из-за «киселевских переселений».

    При Николае I в 1837 году было учреждено Министерство государственных имуществ, которое возглавил граф Павел Киселев. В его задачу входило улучшение хозяйств государственного крестьянства. А таких на момент образования министерства в Российской империи было 17 миллионов человек.

    Одним из важнейших направлений деятельности министерства стало наделение малоземельных крестьян землей. Для этого было организовано масштабное переселение из внутренних губерний на пустынные окраины.

    С 1842 года «Правила о переселении казенных крестьян» были распространены на Сибирь. И туда двинулся поток малоземельных крестьян Российской империи, том числе из ее западных губерний.

    Причиной переселения из Белоруссии явилось страшное малоземелье. В одном из прошений, которых очень много сохранилось в архивных документах по переселенцам, один белорусский крестьянин писал:

    «… я жил безземельно, так что даже негде и избы поставить, а поэтому, Ваше превосходительство, сделайте милость и не оставьте моей просьбы…. Желаю жить в Томской губернии».

    Переселялись люди целыми общинами, после посылки разведчиков-ходоков. Места для компактных поселений им определяла местная администрация.

    Особенно мощный миграционный поток произошел в 1898 году, когда в Сибирь в целом прибыло более 30 тысяч человек из Витебской, Виленской, Могилевской и Гродненской губерний. А затем, в 1907 году вновь около 30% всех сибирских переселенцев дали Могилевская, Витебская и Минская губернии.

    Конечно, Сибирь не особо ассоциируется с земледелием, все-таки изначально туда ехали охотники-промысловики. Как писал Шухов про зырян, то:

    «В момент их переселения в Западную Сибирь естественно исторические условия района были таковы, что в отношении охотничьего промысла нельзя ничего было желать лучшего. Громадные кедровники, изобиловавшие соболем и другим зверем, давали хорошую добычу промысловику.

    В отношении же сельско-хозяйственных угодий требовалось немало усилий и труда для расчистки лесных площадей под сенокосные участки и пашни, так что первые пришельцы предпочитали заниматься охотничьим промыслом и только второе место уделяли сельскому хозяйству.

    Зырянин-промышленник в полном охотничьем костюме. Коми-зыряне. Омская обл., Тарский р-он. 1927
    Зырянин-промышленник в полном охотничьем костюме. Коми-зыряне. Омская обл., Тарский р-он. 1927

    Но лесные пожары и волна переселенцев, хлынувшая в Сибирь, уничтожили леса, а с их уничтожением охотничий промысел стал отходить на второе место. На образовавшихся и раскорчеванных гарях появились пашни и на промысел приходится уходить не за одну сотню верст.

    «Солнца не было видно, был сплошной темный урман до Ильчуга, рассказывал Шухову пожилой охотник-зырянин, — а теперь от Ильчуга до Имшагала 19 верст и все пашни, сенокосы, молодая поросль и поселки».

    Как видно, первых переселенцев изначально привлекали девственные леса и связанный с ними хороший охотничий промысел. Люди шли в богатые дичью (едой) и пушниной (потенциальным доходом) места.

    Индивидуальный самогонный аппарат промышленников. Русские. Омская обл., Тевризский р-он. 1927
    Индивидуальный самогонный аппарат промышленников. Русские. Омская обл., Тевризский р-он. 1927

    Вторую же волну переселенцев уже могли привлекать свободные земли и неплохие условия для сельского хозяйства. В Западной Сибири, например, хорошо росла озимая рожь и овес; при местных почвах и климатических условиях они давали наилучший урожай. Также сеяли ячмень и рожь, но эти культуры скоро были оставлены, так как хороших результатов получено не было. Кроме того, сеяли лен и коноплю. Первый шел для изготовления различных домотканных тканей, а вторая — для веревок.

    Кстати, есть мнение, что именно белорусы принесли в Сибирь культуру льна. Почти все крестьяне выращивали на своих угодьях лен. В начале XX века уже создавались кооперативы по сбору и сбыту льна и изготовлению льняных тканей.

    Женщина за ткацким станом. Коми-зыряне. Омская обл., Тарский р-он. 1927
    Женщина за ткацким станом. Коми-зыряне. Омская обл., Тарский р-он. 1927

    Кстати, причина, возможно, вот в чем. Старожилы в Сибири в первую очередь жили промысловой охотой, которая в тех краях была просто великолепной. Однако как раз к концу 19 века многое изменилось.

    «Лесные пожары и волна переселенцев, хлынувшая в Сибирь, уничтожили леса, а с их уничтожением охотничий промысел стал отходить на второе место. На образовавшихся и раскорчеванных гарях появились пашни и на промысел приходится уходить не за одну сотню верст.

    «Солнца не было видно, был сплошной темный урман до Ильчуга, рассказывал пожилой охотник-зырянин, — а теперь от Ильчуга до Имшагала 19 верст и все пашни, сенокосы, молодая поросль и поселки» …

    И как результат — вот так могло проявляться не самое доброжелательное отношение к «новеньким».

    Кража сена и дров старожилами с участков, еще не занятых переселенцами. Новосибирская область, Карасукский р-он. Начало XX века. Круковский М.А.
    Кража сена и дров старожилами с участков, еще не занятых переселенцами. Новосибирская область, Карасукский р-он. Начало XX века. Круковский М.А.

    sevprostor

     

    #506730
    ПурпурныйПурпурный
    Застройщик
    • Радужный

    Да, жили бедно, но какие красивые крыши строили — почему сейчас такие выступы кровли не делают?

    #507011
    ЖенаСтроителяЖенаСтроителя
    Застройщик

    Интересно, а почему сейчас в России не популярны деревянные дома в русском стиле?

    В моде среди новых домов предлагаются, в основном, «шале», «фахверк», «скандинавские» и «канадские» дома. Русские в предложениях есть, но мало, и внешне они мало похожи на срубы конца 19 века.

    #507305
    День за днемДень за днем
    Застройщик

    Ума не приложу, как наши предки умудрялись топить такие деревянные замки!?

    Интересный вопрос, Почему на многих старых фото у домов нет труб? Курные избы.

    Во многих домах попросту топили по-черному, вплоть до ХХ века. Хотя, конечно странно, что многие дома — огромные, выглядят довольно богатыми. Неужели люди не могли сделать нормальную печку с трубой?

    Нам отопление по-черному (при котором дым идет не в трубу, а в помещение и выходит через дверь и специальные отверстия в стене или крыше — волоковые окна) кажется просто диким.

    А ведь вполне можно предположить, что еще сто лет назад изба по-черному (ее еще звали курной или рудной) казалась людям вполне нормальной и привычной. Их предки грели так дома веками, и потомки, по накатанной, топили свои печи точно также. Ну а зачем что-то менять, если так повелось издревле, и стало привычным и даже, возможно, удобным.

    Курная изба, источник: http://www.onegaonline.ru
    Курная изба, источник: http://www.onegaonline.ru

    Так, например, в публикации Красиловой Людмилы Альбертовны Русская изба — традиции и современность // Вестник ИрГТУ. 2011. №7 (54) говорится, что:

    С давних времён и вплоть до XIX в. на Севере, да и по всей России, ставили почти исключительно «курные» избы. Чёрная изба топилась «по-чёрному» каменной или глинобитной печью или очагом без дымохода. Дым проходил («курился») через комнату, согревал её и выходил через открытую дверь, либо через окно или дымницу (отверстие над печью в кровле).

    Только с XV в. получают распространение печи с трубами.

    Изба «белая» («белокурная») топилась «по-белому» — печью с дымоходом. Но, в основном, у князей, бояр, купцов и т. д. и только в городах.

    Лишь в XVIII в. и только в Санкт-Петербурге царь Пётр I запретил строить дома с отоплением по-чёрному. Что касается деревень, то курные избы, отапливаемые по-чёрному, стояли и в XIX в. Некоторые такие избы сохранились и по сию пору.

    У О.Коньковой, Л.Лаврентьевой и Л.Сакса «Коренные народы Ленинградской области». СПб., 2014 сказано, что:

    «Еще в 1930-х годах в деревнях сохранялось много домов с печами, топившимися по-черному. Поэтому на праздники, особенно к Пасхе, девушки и молодые женщины тщательно мыли избы, очищая потолки и стены от копоти хвощом и мелким песком».

    Курная изба в приходе Каприо (ныне Ломоносовский район). Фотография С. Паулахарью. 1911 г. (Из книги «Ингерманландия глазами Самули Паулахарью. Велоэкспедиция летом 1911 года»
    Курная изба в приходе Каприо (ныне Ломоносовский район). Фотография С. Паулахарью. 1911 г. (Из книги «Ингерманландия глазами Самули Паулахарью. Велоэкспедиция летом 1911 года»

    Или вот еще из статьи А. Пермиловской «Курные избы Ошевенска» :

    «….Курные избы в конце XIX века были довольно широко распространены по всему Северу, но сохранились — без всяких переделок — до сего времени только в Ошевенской слободе… Бывая в экспедициях на Каргополье, не раз спрашивала старых людей: отчего у вас так долго сохранялись рудные избы? Ответы, если получала их, бывали самые разные, но многие были по-своему убедительными и интересными.

    Одни объясняли приверженность ошевенцев к этому типу жилища долговечностью строения, мол, дым из черной печи пропитывал стены сруба, происходила своеобразная консервация древесины, потому-то век рудных изб был более долог, чем у всяких иных.

    Женщины нередко приводили такой довод: курная печь надежно держала тепло, создавая температуру в избе до 25 градусов, и при этом не требовала много топлива.

    Одна старушка, помню, вздохнула: «В рудных-то избах было тепло как в байне — зимой по полу босиком ходил….»

    То есть, как выясняется, отопление по-черному не всем казалось неудобным и люди находили в нем даже свои преимущества. Вплоть до ХХ века.

    • по материалам sevprostor
    #507317
    ВерзилаВерзила
    Застройщик

    Японцы в эти же средние века дым под полом пускали, а у нас через дом. Менталитет!

    #508555
    День за днемДень за днем
    Застройщик

    Продолжаем изучать местную историю ))

    Загадка в тему. Некоторые сибиряки делали себе такую прическу. Зачем? (фото — Красноярск)

    #508563
    TrifleTrifle
    Застройщик
    • Наука-2

    Каторжане. По ножным оковам можно определить.

    #508566
    День за днемДень за днем
    Застройщик

    Каторжане. По ножным оковам можно определить.

    Верно. Чтобы сразу в толпе можно было увидеть беглова каторжанина (типа профилактика побегов)

    #508577
    KomissarKomissar
    Модератор

    Верно. Чтобы сразу в толпе можно было увидеть беглова каторжанина (типа профилактика побегов)

    Пока не побреется наголо, месяц на болотах, потом уже можно и за Урал.

Просмотр 17 сообщений - с 26 по 42 (из 42 всего)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.