Мифы и реальность Левобережья

К 2030 году население Томска увеличится до семисот тысяч человек. Каким должен быть левобережный район будущего Томска? Административно-деловым центром, малоэтажным районом с коттеджной застройкой или новой зоной отдыха?

 

Сегодня левый берег является самой перспективной территорией для развития города. Здесь уже началось строительство левобережного участка будущей томской кольцевой автодороги. Но вопрос о том, каким именно будет левый берег, пока не решен.

Расширять городскую территорию только в одном направлении, вдоль берега — нерационально. Например, если бы Томск продолжил осваивать земли за Иркутским трактом или аэропортом, поездка из новых микрорайонов до центра была бы равносильна поездке в соседний город.

— Все города с численностью населения более пятисот тысяч человек, которые находятся вдоль рек, неизбежно вынуждены «шагать» на противоположный берег, — говорит Владимир Коренев, начальник городского департамента архитектуры и градостроительства. — Так что рано или поздно нам придется это сделать. Главное сейчас — распорядиться этой территорией разумно.

Проект развития левого берега, включающий в себя строительство кольцевой дороги и третьего моста через Томь, был разработан еще в семидесятых годах прошлого века. Но тогда реализовать его не удалось.

В 2008 году министерство экономического развития РФ объявило конкурс: федерация готова была потратить три миллиарда рублей на финансирование проектов по развитию регионов. У Томска на тот момент был только один готовый проект, подходящий под условия конкурса, — строительство левобережной дороги. В результате город получил 1,6 миллиарда рублей на его реализацию. Правда, на условиях софинансирования: областной и городской бюджеты должны добавить свой миллиард. Именно из-за его отсутствия в прошлом году строительство дороги было приостановлено. В 2012-м областной бюджет выделил необходимую сумму, и работы на левом берегу продолжились.

Почему возражают экологи

Их опасения вызывает тот факт, что на этой территории расположены подземные скважины водозабора, снабжающие город питьевой водой.

— Освоение левого берега неизбежно. Но делать это нужно разумно, чтобы не лишиться источника питьевой воды, — говорит Леонид Рихванов, доктор геолого-минералогических наук, профессор кафедры геоэкологии и геохимии ТПУ. — Эту территорию нужно развивать как зону отдыха. Малоэтажное строительство — коттеджные поселки, дачи — все это вполне допустимо. Только необходимо «консервировать» участки, на которых будет запрещено любое строительство. Большую опасность несет строительство дороги: разливы топлива, выхлопные газы вместе с осадками могут проникать в почву и рано или поздно могут достигнуть водоносного горизонта.

Именно поэтому при разработке проекта развития левого берега в семидесятых годах здесь было запрещено строительство Томского нефтехимического комбината, который перенесли в район Кузовлевского тракта. И именно поэтому лишь часть левого берега, удаленная от водозабора, сможет стать будущим городским пространством.

У водозабора существует охранная зона, состоящая из трех поясов. Первый пояс — это радиус в пятьдесят метров вокруг каждой скважины, второй — триста метров от линии первого пояса, и третий — объединяющий охранные зоны всех скважин. Вблизи артезианских источников не должно быть никаких промышленных предприятий и многоэтажной жилой застройки.

Девяносто процентов скважин находятся на территории Томского района и лишь семь штук — в административных границах города. Проект освоения левого берега затрагивает лишь городскую территорию. При этом участки, на которых предполагается строительство, удалены от охранной зоны артезианских скважин.

Что будет на левом берегу?
От исторического центра новую территорию отделяет лишь мост. Здесь могли бы появиться новые многоэтажные районы со школами, поликлиниками и магазинами. Или, напротив, коттеджные поселки и таун-хаусы. Третий вариант — построить здесь новый деловой центр, перенести административные здания и офисы.

— Левый берег — самая перспективная территория для города с точки зрения доступности и экологической чистоты, — считает Алексей Сергеев, директор производственно-строительной фирмы «Континентъ». — Там, наверное, должно быть все: и жилые микрорайоны, и деловой центр, и административная зона, и парки, и малоэтажная застройка, и общественные учреждения. Но разработать схему территориального зонирования нужно было еще до строительства дороги. Иначе может оказаться так, что земля вдоль дороги будет выкуплена, а схема зонирования, которую мы так долго и тщательно прорабатываем, окажется бесполезной. Представляете, что будет, если коттеджи, которые появятся там за это время, придется сносить?

— Мы пока не рассматриваем для себя левый берег как перспективную территорию, — говорит Максим Звонарев, заместитель генерального директора ОАО «Газхимстройинвест». — Осваивать новые земли нужно комплексно. Необходимо наличие точек подключения к энергоносителям, дорог, объектов социальной сферы. Сегодняшнего покупателя не привлекают поселки в чистом поле. И пока не ясно, за чей счет, кем и когда будут решаться инфраструктурные проблемы левобережья, у инвесторов не будет уверенности в возврате вложенных в строительство жилья средств. В пригородах Томска уже достаточно неудачных примеров по строительству коттеджных поселков.

В существующем проекте зонирования левого берега исключено строительство любого промышленного производства и плотная многоэтажная застройка. В целом эту территорию собираются оставить максимально не тронутой — объем свободных земель будет составлять примерно шестьдесят процентов. Под застройку будет выделено лишь несколько зон. Для каждой из них определены свои нормативы, например, ограничена высотность зданий или их назначение.

Пока проект планировки не является официальным документом, а носит лишь рекомендательный характер. Неизвестно, кто будет выкупать земельные участки и застраивать новую территорию. Нет и инженерной инфраструктуры: не проведено электричество, нет газоснабжения, водопровода и канализации. Поэтому потенциальные застройщики пока смотрят на левый берег скептически.

Есть дорога — будет город
Разработчики проекта считают, что как раз левобережная дорога должна стать стимулом к комплексному освоению новой территории. Вокруг нее будет развиваться застройка, она же свяжет уже существующие населенные пункты — Тимирязево, Дзержинку — с улично-дорожной сетью города. В будущем по ней планируют запустить и городской общественный транспорт.

http://gorgaz.tomsk.ru

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
News
Аватар пользователя News

Не в сети
3 years 45 weeks
17 июля 2013

Перспективы развития и проект планировки левого берега реки Томь рассмотрел экспертный совет по строительству и инфраструктуре.

Проект и концепцию градостроительного развития левобережья экспертам представил начальник областного департамента архитектуры и строительства Дмитрий Ассонов. Он сообщил, что площадь этой территории — между реками Обь и Томь до границы с Кемеровской областью — составляет 40,5 тыс. га. В границы города Томска попадает десятая часть, почти 15 тыс. га занимают населенные пункты Томского района (или 37 %), все остальное — лесные и водные объекты. Площадь зон санитарной охраны достигает 25,5 тыс. га (или 63 %), в том числе на территории Томска — 0,5 тыс. га и Томского района — 25 тыс. га.

Дмитрий Ассонов подчеркнул, что после проведенной томскими учеными работы по определениюсанитарно-защитных зон подземного водозабора, проект левобережья претерпел изменения — здесь исключена многоэтажная застройка и сокращены зоны жилой застройки. Приоритетными в проекте обозначены зоны рекреации, отдыха и туризма, зоны для размещениянаучно-образовательныхсанаторно-курортных, медицинских и спортивных объектов. Кроме того, в документе разработаны схемы развития инженерной инфраструктуры, транспортных развязок, учтены все нормы природоохранного и градостроительного законодательства.

Эксперты поддержали проект планировки территории левобережья и концепцию ее градостроительного развития, а также рекомендовали к утверждению проект зон санитарной охраны томского водозабора подземных вод.

Ист 

dadadada
Аватар пользователя dadadada
Просторный
Не в сети
6 hours 22 min

Под коттеджи своякам раздадут с уже построенной хорошей дорогой.....

Монтаж отопления, водоснабжения. Проектирование. 22-87-88

Гость
Аватар пользователя Гость


верно, зачем рядом с коттеджами многоэтажки? Это они ловко придумали.

News
Аватар пользователя News

Не в сети
3 years 45 weeks

Над проектированием территории левого берега Томи работают годами. Выступая перед депутатами городской думы, первый заместитель мэра Евгений Паршуто предложил внести изменения в генплан, опуская утвержденный проект планировки. Это позволит эффективнее работать с обращениями жителей района по оформлению земельных участков. Однако, на такие бюрократические манёвры согласны не все.....

Смотрите новый блокбастер от ТВ-2!

News
Аватар пользователя News

Не в сети
3 years 45 weeks

Томские власти могут отказаться от присоединенных территорий на левом берегу Томи из-за отсутствия электроосвещения дороги в районе остановки «Водозабор». Об этом сегодня на заседании комисии по общественной безопасности заявил депутат гордумы Илья Леонтьев. По его словам, проблема связана с тем, что округ — городской, а дорога — областная.

«Этот вопрос должен быть решен еще в конце 2015 года.  А воз и ныне там. Сейчас я узнаю о том, что дорога не наша. Я бы на полном серьезе внес предложение отказаться от этих территорий, выйти на думу и отдать их области», — пояснил парламентарий.

 

По словам депутата, жители постоянно поднимают эту проблему. «Я на думе готов заявить: давайте откажемся от этих территорий. Мы не можем их содержать. Это нормально. Это честно по отношению людям, в первую очередь, да и к себе в конечном итоге. Если мы в течение полутора лет не смогли найти две лампочки с двумя столбами, мы должны сказать себе, что мы не способны это сделать. Я на этом маленьком примере настаивал бы привести ситуацию в соответствие с действительностью. Если город не может этого делать, зачем это городу?», — подчеркнул депутат.

томск-ру

anton
Аватар пользователя anton
Томск
Не в сети
13 hours 16 min

Зачем вообще это ночное освещение? У машин и так фары есть. А если я пойду погулять по обочине дороги летом ночью в новолуние, могу и фонарик взять или телефоном подсветить.