Терем был выстроен нижегородским купцом-старообрядцем Николаем Александровичем Бугровым при его мукомольной мельнице у станции Сейма (ныне это город Володарск) в 1880-е годы. Распространенная легенда, что Бугров купил и перевез к себе павильон с Всероссийской художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде 1896 г. опровергается уже самим фактом существования дачи в Сейме в это время, плюс еще и отсутствием такого павильона на выставке, подробно отснятой, и устаревшей для 1896 года архитектурой.
Бугров — человек простого происхождения, со скромными бытовыми запросами, сугубо практичный, несчастный в личной жизни (все его три жены умерли молодыми, и дети от них тоже), при производственном комплексе вдруг отчего-то выстроил сказочный терем, похожий на проекты из упомянутого модного архитектурного журнала.
А может, автор — сам Ропет, или кто-то из его круга? Уж больно похоже на проекты из "Мотивов русской архитектуры". Просмотрел все — именно такого не нашел. Зацепился опять за тот чертеж, который был взят за основу дома в Осташеве.
Есть тут специфической формы окошки — с ушами.
В бугровском доме сами окна проще, но наличники похожи, как и мотив балкона с кокошником над ними:
До реставрации, осуществленной в 2007-2010 гг. по проекту С.М.Шумилкина, дача была окрашена в светло-зеленый цвет с белыми деталями и выглядела благороднее. Откуда взялся дикий малиновый цвет? Я не верю, что так было изначально. В общем, разлюли-малина в прямом смысле. Что не снижает ценность памятника.
Дом всефасадный. Можно долго любоваться богатством ракурсов и тонкостью деталировки.
Итак, обходим по кругу.
С этой стороны был еще один балкон. Почему-то при реставрации он не был восстановлен.
Внутри дома расположен хиленький музей. От отделки интерьеров не сохранилось ничего. Подлинных предметов нет. Линолеум, витрины, народное творчество… Крыша веранды потекла сразу после окончания реставрации.
В экспозиции выделяется старообрядческий уголок. Есть и лестовки (старообрядческие четки), производством которых занимался Н.А.Бугров, принадлежавший к беглопоповскому согласию. Вот они — с треугольниками на конце.
Уж по крайней мере не хуже Абрамцева! Но мало кто об этом занет, и наука терем Бугрова как-то до сих пор не заметила…
Между тем, стоит он как-то сиротливо за простым деревянным забором, толком не охраняется. Не хочу каркать, пусть все будет хорошо!
av-otus.livejournal.com