К вам пришёл мини-арбуз
Юлия Иванова занялась доставкой фруктовых коробок в мае 2017 года. Вместе с супругом Александром и ещё одной парой — Павлом и Любовью Макаревич — она открыла интернет-магазин «Тут Фрукт» и уже который месяц успешно продает занятым новосибирцам увесистые фруктовые наборы — от 2 до 5 кг. В зависимости от наполнения коробка стоит от 600 рублей до двух тысяч (в набор часто входят ягоды, абрикосы, сливы, персики, бананы, виноград, дыня, манго, ананас, груши, яблоки, мандарины и многое другое, комплектация у каждого предложения разная). Кроме того, в «Тут Фрукт» продаются наборы сухофруктов и орехов от 900 до 3300 рублей за коробку в несколько килограмм, сказано на сайте магазина.
Сервис предлагает доставить всё это до двери: взамен «нехорошим фруктам» из супермаркетов и исчезнувшим по осени продуктам из палаток, говорит собеседница. Иванова признаётся, что никто из команды пока что не оставил свой основной бизнес ради этого проекта (сама она занимается заправкой картриджей), однако летние заказы всё равно их приятно удивили. «Ёмкость рынка удалось определить — он есть, и спрос есть. Мы не рассчитывали на то, что летом он будет большим, палаток же больше, мы думали, что спрос будет скромным. Но результаты превзошли ожидания, даже летом было достаточно заказов и удалось заключить более 20 подписок — люди выкупили фруктовые абонементы и получают свои фрукты постоянно», — рассказала она. Кроме абонементов предпринимателям удалось продать тонну фруктов и орехов за первые месяцы работы.
Основной клиент «Тут фрукт» — человек с достатком выше среднего, не скрывает предприниматель, часто это девушки от 25 до 38 лет, у которых не остаётся времени на закупку продуктов из-за детей или работы. Кроме того, в последнее время фруктовые коробки стали покупать компании. «Сейчас они пытаются заработать лояльность у своих сотрудников, начали заботиться о них и вместо печенек покупают фрукты и орехи. Спрос очень большой», — говорит она.
Всего у «Тут Фрукт» около 15 поставщиков. Рынки, с которыми они сотрудничают, Юлия Иванова не перечислила, однако заявила, что закупщики мониторят предложения «на каждом крупном рынке Новосибирска». Также с ней сотрудничают поставщики магазина «Бахетле». В итоге в коробках оказываются фрукты с юга России, тайские манго и ананасы. Откуда у сервиса мандарины и бананы, собеседница не уточнила.
В ценник уже заложена стоимость самих фруктов, упаковки и доставки, говорит предприниматель. Юлия Иванова признает, что 5 кг их фруктов обойдутся дороже, чем собственноручная покупка тех же самых продуктов на рынке: «Но тут уже каждый решает по себе. Наш клиент — это человек, который не хочет тратить время зря». При этом Иванова уверена, что такая же коробка, собранная в «Бахетле», обойдётся гораздо дороже. Зимы предприниматель не боится. По её словам, ассортимент незначительно сократится, но в меню появятся новые предложения, к примеру, мини-арбузы.
Тонны солёных помидоров
Другой игрок в сфере новосибирской доставки — интернет-магазин «Погребок» — доносит соленья и компоты до дверей новосибирцев уже 4 года, бизнес не испытывает проблем. К примеру, в этом сентябре «Погребок» доставил около 10 тонн томатов (в другие месяцы удаётся продать лишь тонну), потому что многие новосибирцы сегодня покупают по 80 кг помидоров для засолки, рассказал представитель компании Алексей Колмаков. «Сегодня актуальный период засолки томатов и огурцов, активно покупают баклажаны, кабачки и перец ещё сорта "Светофор" — их люди берут в больших количествах. Картофель не очень хорошо берут, пока рано», — рассказал Колмаков.
По его словам, «Погребок» продает сегодня томаты «Сливка» по самой низкой цене в области — 19 рублей за кг, в сетевых магазинах такие можно найти и по 100 рублей, утверждает он. Часть продукции «Погребок» выращивает на собственных полях на Алтае, для этих продуктов бизнесмены делают лишь минимальную наценку на брак, утверждает собеседник. «Томаты отойдут через 1,5 недели, огурцы уже тоже отходят, кабачки и баклажаны тоже. И цена соответственно сейчас опустилась максимально вниз, скоро уже начнётся постепенный рост», — говорит он.
Кроме продукции с собственных полей, компания Колмакова доставляет продукты с Хилокского рынка. В отличие от Юлии Ивановой, бизнесмен не видит особого спроса на фрукты в этом сезоне. «Сезонные фрукты практически отходят, абрикосы и черешня отошли, арбузы достигли максимального минимума. Сейчас [на фрукты] средний спрос — не очень хорошее качество по сравнению с прошлыми годами, товар в Сибирь везётся менее спелым, такое дубовое качество — вкуса травы и картошки. Из-за этого страдает потребительское качество, человек хочет суперспелые груши, но ему надо подождать несколько дней, чтобы она доспела», — заметил бизнесмен, уточнив, что речь идёт о фруктах из Киргизии, Узбекистана и Казахстана.
Алексей Колмаков соглашается: рынок доставки овощей на дом будет только расти. «Будущее за интернетом, человек понимает, что тратить время на магазины не нужно. Доставка будет расти. Мы же давно привыкли заказывать суши и пиццу через интернет, покупать бытовую технику, одежду», — говорит новосибирец. Кроме того, доставка позволит заходить на рынок мелким фермерам, считает он, чьи товары не могут сами оказаться на прилавках гипермаркетов из-за высоких требований по объёмам продукции.
Дуриан проиграл
Свою нишу на рынке занимают поставщики экзотических фруктов из Таиланда, отметила Юлия Иванова.
Представитель компании Fresh Boxes (судя по паблику «ВКонтакте», не функционирует уже год) Александр Ядрышников рассказал, что возить тайские фрукты в Новосибирск действительно непросто, в частности из-за проблем с логистикой. Минимальные объёмы закупок в Таиланде очень большие, доставлять такие фрукты лучше самолётом, иначе испортятся.
«Этот бизнес требует больше подготовки к запуску, и он гораздо сложнее из-за инфраструктурных проблем, чем на западе России. В Новосибирске очень сложно найти централизованного поставщика, крупного импортера. То есть, грубо говоря, можно зайти [в этот бизнес] только с серьёзными суммами, когда ты сам можешь привезти что угодно из-за границы и тут же это всё продать», — рассказал молодой человек. По его оценкам, чтобы самому возить из Таиланда и успевать продавать скоропортящиеся дурианы, папайи и гуавы, начинающему предпринимателю потребуется 2–3 млн рублей.
Кроме того, новосибирский потребитель не слишком понимает, зачем ему вообще нужны настолько экзотические фрукты, считает Ядрышников. «Люди вообще не понимают, что происходит, сути продукта. Можно написать всё что угодно, сделать ценник, который объективно ниже, чем в магазине, сделать качество лучше, чем в магазине, но люди всё равно не поймут, почему они должны это купить. Население в Новосибирске отличается от западного, московского и питерского. Чем дальше на восток, тем больше 90-е, тем меньше люди понимают, зачем им что-то нужно, кроме супермаркетов», — печалится собеседник.
Сейчас Александр Ядрышников занялся другим бизнесом — деревянными значками ручной работы. Однако продажу фруктов он не забросил, а отложил на неопределённый срок, надеясь вернуться на рынок с тем самым, крупным капиталом. Однако пока что он признаётся, что «проще привезти контейнер бананов из Никарагуа, чем продать половине города фруктовые наборы».
- ngs.ru