На Новостном портале в томске А.Казявкин делится смутными сомнениями:
Томская область получила 1,8 млрд рублей на строительство новой магистрали. Еще 3 млрд рублей планируют получить позже. Есть ли повод для радости?
Давайте разберемся.
Прежде всего выделили нам не грант, а бюджетный инфраструктурный кредит. Это новый механизм развития регионов, анонсированный в апреле 2021 года. Эти кредиты выдаются по ставке не более 3 % сроком до 15 лет. Если будут выделены все запрашиваемые деньги (4,8 миллиарда рублей) на 15 лет под 3 %, регион ежегодно должен будет возвращать обратно в бюджет чуть более 400 миллионов рублей. Переплата составит 1,2 миллиарда.
В целом это весьма интересный инструмент для привлечения ресурсов на развитие региона, ничего плохого в возврате денег с процентами нет. Процентная ставка очень привлекательна (особенно в свете повышения ставки рефинансирования), срок достаточно большой. Да и в целом появляется стимул вкладывать средства в те проекты, которые на самом деле станут драйверами развития региона, а не очередной левобереж… с бессмысленной тратой денег, которые обязательно нужно освоить.
Вот на что мы получили кредит, по которому можем платить по 400 миллионов рублей следующие 15 лет.

Чтобы лучше понимать, вот этот отрезок в масштабе всего города.

Глядя на все это, возникает сразу несколько вопросов. Прежде всего достаточно сложно понять, для чего это все. Если речь идет о транспортной доступности новых микрорайонов, то непонятно, что нового дает эта магистраль. Связь Южных Ворот с Богашевским трактом существует через улицу Континентальную. Ее расширение до нормативов стоит куда дешевле пяти миллиардов. Со Степановкой тоже есть связь. Необходимость поперечной связки «из ниоткуда в никуда» шириной в шесть полос да еще и за такие деньги вызывает большие сомнения.
Решительным образом непонятно, какую задачу призвана решать эта дорога.
Нам говорят, что эта дорога нужна для:
- обеспечения транспортной доступности Южных Ворот;
- вывода транзитного транспорта из центра.
Понятно, что с текущими темпами объездная дорога станет внутригородской. Она ей станет уже в момент строительства, так как пройдет аккурат между Южными Воротами — I и Южными Воротами — II. Может быть, лучше делать более глубокий обход, чтобы через 10 лет не потребовалась еще одна кольцевая? Если уж нацелились на транзит. Кстати, а какой вообще транзит?
Сложно представить, какой вообще транзит хотят вывозить из центра города. У меня нет данных, сколько трафика хочет с юга, минуя центральную часть города, попасть сразу в восточную и откуда он берется. Допустим, их даже 10 % от всех, кто утром едет по Богашевскому тракту. Нам точно для этого трафика нужна 6-полосная магистраль непрерывного движения? Даже с учетом гипотетического строительства дороги до Тайги. Напомню, что строительство этого кольца будет сжигать по несколько сотен миллионов рублей в год много лет.